Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций.

Конкуренция.

 

Одним из признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

1. Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

2. Неценовая конкуренция – это конкуренция на базе различий в качестве продукции, техническом уровне, новизне или стимулировании сбыта посредством рекламы, послепродажного обслуживания и т.д.

2.1. Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция свойственна классической модели рынка, когда фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции.

Основные признаки совершенной конкуренции:

1. Очень большое число предприятий продавцов. (Например, рынок сельскохозяйственной продукции; фондовая биржа; рынок иностранных валют.)

2. Стандартизованная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт – все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции.

3. Продавец не может осуществлять контроль над ценами. Так как, каждая фирма не может установить рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы свободно покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий (технологических, финансовых и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

2.2. Несовершенная конкуренция.

 

Термин несовершенная конкуренция характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции.

 

2.2.1. Чистая монополия.

Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. (Частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя.)

 

Характерные черты чистой монополии:

1. Единственный продавец. Чистая монополия – это отрасль, как правило, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателей нет альтернатив. Для продавцов нет острой необходимости заниматься рекламой.

3. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. она контролирует все предложения. То есть, может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии очень сложное.

Примеры чистой монополии: газовые и электрические компании; железнодорожные компании; телефонные компании.

 

2.2.2. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

 

Характерные черты монополистической конкуренции:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. Большая дифференциация продукции по качеству, по упаковке, размещению, набору услуг и т.п.

3. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо.

4. Легкое вступление в отрасль. Отсутствуют барьеры для вступления в отрасль.

 

2.2.3. Олигополия.

Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Обратная ситуация называется олигопсония. (Частный случай – дуполия, когда монополию образуют два продавца товара.)

 

Характерные черты олигополии:

1. Относительно млое число фирм в отрасли. Не многочисленность фирм объясняется применением дорогостоящих технологий, экономией издержек и барьерами к проникновению в отрасль.

2. Продукция может быть как стандартизованной, так и дифференцированной.

3. Сильное побуждение к слиянию. Поскольку объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю, дать преимущества крупного покупателя и поставщика.

4. Всеобщая зависимость. Существует влияние ценового лидера.

5. Вход в отрасль несколько сложен.