Вопрос № 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.

В XII в. в истории Киевской Руси начинается период феодальной раздробленности. Киев теряет свое значение политического центра, но в культурной жизни по-прежнему занимает ведущую позицию. Материальная и духовная культура отражает особенности социально-политического и экономического развития страны.

Архитектураприобретает черты крепостных сооружений – тяжелых, мощных, с окнами-амбразурами, с характерной для романского стиля аркатурой. В росписях церквей характерными становятся изображения святых-воинов в виде феодалов – небесных покровителей феодалов земных. В затемненных нартексах (передняя часть храмов, где часто хоронили феодалов и церковных деятелей) появляются композиции на тему «страшного суда» и адских мук, которые ожидают непокорных воле властей и церкви. Древнерусское искусство этого периода имеет ряд общих черт с романским, что отражает феодальную идеологию. Важной чертой искусства этих времен было приближение его к народным источникам, в связи с чем меняется цветовая гамма, снова становятся популярными фольклорные мотивы.

Новый архитектурный стиль складывается на Руси в 30-х годах XII в. Для его сооружений было характерно упрощение плановых и композиционных решений, а также переход мастеров на местные строительные материалы. В Поднепровье и на Волыни развивалось кирпичное строительство, на Владимиро-Суздальской земле и в Галиче – белокаменное, в Новгороде и Пскове широко использовался местный плитняк и т.д. К сооружениям нового стилистического направления относятся киевские церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, Кирилловская церковь, черниговский Успенский собор Елецкого монастыря, Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме и др. Самым известным профессиональным архитектором считался Петр Милоног, строивший здания по заказу киевских князей. В Галицкой земле известными были имена скульптора Авдия и архитектора Алексы.

Особенно активно развивается замковая архитектура. Облик многих городов в период феодальной раздробленности меняется: благодаря активному строительству церковных и светских сооружений они приобретают вид больших культурных центров, становятся своего рода столицами земель. В Новгороде и Пскове это привело к установлению боярско-купеческих республик, в Смоленске и Киеве – к определенному ограничению власти князя, а в Галиче и Владимире-Волынском – к всевластию бояр. Иногда городская аристократия вытесняет княжеские дворы на окраину городов. А сельская жизнь, тесно связанная с земледелием, опиралась на «законы отцов», древние обычаи и обряды, тяготела к консервативному устою.