СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТОВ.

На нефтеперерабатывающих предприятиях применяют систему планово-предупредительных ремонтов (ППР) оборудования. Система ППР представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по эксплуатации, уходу и ремонту оборудования. Эта система направлена на предупреждение износа деталей оборудования и вывода его из строя, то есть поддержание оборудования в постоянном работоспособном состоянии. Причем, мероприятия осуществляются в соответствии с разработанным планом.

Система ППР включает следующие виды работ, обеспечивающие надлежащее техническое состояние оборудования: техническое обслуживание и своевременное качественное проведение ремонтов оборудования.

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования, то есть в этот период обслуживания оборудования осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа машин и агрегатов. При этом очень важно точное выполнение правил технической эксплуатации (ПТЭ) и своевременное регулирование и устранение мелких неисправностей.

Техническое обслуживание включает ежесменное обслуживание, ежесуточную проверку правильной эксплуатации и технического состояния оборудования, а также периодические технические осмотры (ТО), выполняемые после определенного количества часов работы оборудования.

Система ППР предусматривает два вида ремонта оборудования: текущий (Т) и капитальный (К).

При наличии в оборудовании узлов и деталей с большой разницей в износостойкости предусматриваются разные по объему текущие ремонты (Т1 и Т2). Затраты на техническое обслуживание включаются в себестоимость продукции.

Текущий ремонт является основным видом ремонта в системе ППР, так как в сочетании с узловым и агрегатным методами он позволяет обеспечить длительную работоспособность оборудования.

Текущий ремонт – вид планового ремонта, при котором производится частичная разработка оборудования, замена или восстановление отдельных быстроизнашивающихся деталей и узлов, очистка и ревизия механизмов, сборка, регулировка и испытание оборудования под нагрузкой. Текущие ремонты выполняются силами ремонтных организаций и осуществляются на месте работы оборудования или в специально отведенных местах.

Затраты на текущие ремонты включаются в себестоимость продукции.

Капитальный ремонт носит восстановительный характер. Капитальный ремонт – вид планового ремонта, при котором производятся разборка оборудования, очистка и промывка узлов и деталей, замена или ремонт базовых деталей, сборка, регулирование и испытание оборудования под нагрузкой. Капитальные ремонты, как правило, выполняются силами специализированных ремонтных бригад, участков, цехов и организаций. Капитальные ремонты могут проводится как единовременно, так и рассредоточено, то есть частями во время текущих ремонтов.

Одновременно с капитальным ремонтом при необходимости осуществляется модернизация оборудования. Под модернизацией понимаются изменения и усовершенствования конструкции оборудования, направленные на повышение производительности, износостойкости и надежности, а также на улучшение условий его обслуживания, ремонта и других эксплуатационных качеств. Общее руководство работами по модернизации оборудования осуществляется главным инженером предприятия.

Затраты на модернизацию, проводимую одновременно с капитальным ремонтом, включаются в первоначальную стоимость основных средств.

Для организации и планирования ремонтных работ используют ремонтные нормативы. Нормативы, регламентируют продолжительность работы оборудования между двумя очередными техническими осмотрами и ремонтами каждого вида, а также длительность простоя оборудования в ремонте каждого вида.

В системе ППР применяют понятия ремонтного цикла, межремонтного периода и структуры ремонтного цикла.

Под ремонтным циклом понимается наименьший период эксплуатации оборудования, в течение которого осуществляется в установленной последовательности все виды технического обслуживания и ремонта, то есть период времени от момента ввода оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя последовательно выполняемыми капитальными ремонтами. Число и последовательность всех видов ремонтных работ на протяжении ремонтного цикла образуют его структуру.

Межремонтным называется период между двумя очередными плановыми ремонтами, а межосмотровым периодом – период между двумя очередными осмотрами или между очередным плановым ремонтом и осмотром.

Система ППР может быть осуществлена методами послеосмотровых, периодических и стандартных ремонтов.

Метод послеосмотровых ремонтов заключается в том, что конкретное содержание, объем работы по ремонту и сроки его проведения определяются лишь во время предшествующего ему осмотра оборудования, осуществляемого по графику. Этот метод не базируется на нормативах стойкости деталей механизмов и поэтому не позволяет объективно устанавливать объемы ремонтных работ. Он применяется только для оборудования, работающего в стабильных условиях.

При методе периодических ремонтов на плановый период заранее устанавливаются объемы и сроки ремонтов оборудования на основе действующих нормативов. Объемы ремонтных работ уточняются после осмотров оборудования.

Метод стандартных (принудительных) ремонтов заключается в установлении строго по графику сроков, содержания и объема каждого ремонта вне зависимости от фактического состояния оборудования. Этот метод базируется на точно установленных нормативах и применяется к оборудованию, неплановая остановка которого недопустима.

Выбор метода ППР зависит от ряда условий: устойчивости режима эксплуатации оборудования и ухода за ним; однотипности оборудования; наличие парка запасных деталей и узлов. Ремонт оборудования, определяющего производственную мощность цеха или предприятия, осуществляется по методу стандартных ремонтов.