Ставки заработной платы
На рис. 7 и 8 мы видим линию старых бюджетных ограничений, АВ, угол наклона которой соответствует ставке зарплаты в 8 дол. в час. Здесь показана также линия новых ограничений, АС, отражающая новый уровень заработной платы - 12 дол. в час. Так как мы сделали предположение, что наш потребитель/работник не имеет источника нетрудовых доходов, обе линии бюджетных ограничений привязаны к точке А (нулевой доход - человек не работает). Точка С линии новых бюджетных ограничений находится на уровне дохода в 192 дол. в день 112 дол. в час при 16 - часовом рабочем дне), точка В линии прежних бюджетных ограничений - на уровне дохода в 128 дол. в день (16 часов ло 8 дол. в час).
,
РИСУНОК 8. Преобладание эффекта дохода при повышении ставки заработной платы
При наличии системы предпочтений человека, изображенных кривыми безразличия на рис. 7, увеличение уровня заработной платы приводит к уровню полезности U2, максимальному для данного потребителя/работника. Точка касания N2 показывает оптимальное число рабочих часов - 11. Когда свое воздействие оказывали старые бюджетные ограничения, максимально полезным количеством рабочих часов в день было 8. Поэтому при наличии изображенной на рис. 7 системы предпочтений повышение заработной платы вызовет увеличение количества рабочих часов на 3 часа в день.
При наличии системы предпочтений человека, отраженных на рис. 8 повышение уровня заработной платы сделает уровень полезности U'2 максимально возможным. Полезность достигает максимальной величины в точке N'2 при продолжительности рабочего дня в 6 часов. Таким образом, в рамках системы предпочтений, отраженных на рис. 8, при повышении уровня заработной платы количество рабочих часов в день уменьшится с 8 до 6.