Бизнес-план проекта.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предлагаемого к реализации проекта (на базе уже существующего или создаваемого предприятия), определяется необходимый комплекс мер в области производства, маркетинга и организационных структур, конечные результаты реализации проекта и необходимые для этого средства.
Результатом этой работы должен быть документ, который позволил бы лучше организовать работу на начальном этапе становления предприятия и дал бы убедительные аргументы при контактах с потенциальными инвесторами.
Разработка бизнес-плана носит перспективный характер - он готовится на ряд лет вперед. При этом данные по первому году реализации бизнес-плана разрабатываются обычно с разбивкой по месяцам, а на последующие годы приводятся в годовом исчислении.
Разработка бизнес-плана позволяет решить следующие задачи:
· представить перспективную рыночную идею;
· определить на ее основе конкретные цели предприятия и количественно их оценить;
· определиться с конечными сроками и графиком работы;
· разработать комплекс программ в различных сферах деятельности предприятия (НИОКР, производство, маркетинг, организационные меры), которые обеспечат реализацию проекта;
· определить систему контроля за реализацией проекта;
· определить общую стоимость проекта, его доходность и рентабельность;
· подготовить предложения по объемам и формам внешнего финансирования;
· выявить трудности реализации проекта и заранее к ним подготовиться;
· убедить на основе всего вышеперечисленного потенциальных инвесторов в перспективности и надежности проекта.
Бизнес-план должен отвечать ряду требований, которые были определены в ходе мировой практики. Среди этих требований можно выделить в первую очередь следующие:
· бизнес-план должен быть полным, т. е. содержать всю информацию, которая необходима инвестору для принятия решений;
· бизнес-план должен быть разработан на срок, достаточный для завершения проекта или вывода на запланированный уровень производства и сбыта;
· бизнес-план должен быть доказательным, т. е. опираться на реальные и обоснованные предложения;
· бизнес-план должен быть комплексным, т.е. содержать систему взаимосогласованных мер в различных областях деятельности фирмы;
· бизнес-план должен быть перспективным, т.е. предоставлять возможность его дальнейшего развития;
· бизнес-план должен быть достаточно гибким, чтобы в него можно было вносить коррективы с учетом хода реализации;
· бизнес-план должен быть инструментом контроля, позволяющим отслеживать по системе конкретных показателей и сроков график работ и соответствие фактических результатов плановым заданиям;
· бизнес-план должен быть понятным, т.е. написан простым и ясным языком с четкими формулировками;
· бизнес-план при всем этом должен быть компактным, не превышая 20-25 страниц даже для достаточно масштабных и сложных проектов.
Все перечисленные выше задачи бизнес-плана и требования к нему с достаточной степенью определенности формируют общую структуру этого документа.
Рекомендуемая структура бизнес-плана является типовой, однако содержание конкретных бизнес-планов в значительной степени зависит от характера реализуемого проекта. Объем документа, степень соответствия его типовой структуре, детализация информации и характер ее представления не могут в полной мере совпадать для различных проектов.
Предлагаемый макет следует рассматривать в качестве своеобразного перечня вопросов, на которые должны быть даны ответы при подготовке документов, по своему характеру соответствующих бизнес-плану. Конкретные показатели, наполняющие те или иные его разделы, будут безусловно носить специфический характер в каждом отдельном случае.