Внутренние аспекты региональной безопасности

В концепции национальной безопасности список угроз для существования России возглавляют внутренние угрозы. Внимание сосредоточивается на внутренних угрозах, вызванных плачевным состояние отечественной экономики, усилившейся социальной поляризацией российского общества, обострением межнациональных отношений.

В концепции отмечается, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Значимость внутренних угроз безопасности страны подтверждается возможностью применения военной силы внутри страны в тех случаях, когда оно допускается в строгом соответствии с конституцией, то есть в тех случаях, когда возникает угроза насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

Реализация национальных и региональных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

1) Во внутриполитической сфере национальные интересы России:

· сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти,

· обеспечение гражданского мира и национального согласия,

· территориальной целостности,

· единства правового пространства,

· правопорядка

· завершение процесса становления демократического общества,

· нейтрализация политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

2) В социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни народа.

3) В духовной сфере: сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культ. и научного потенциала страны.

4) В международной сфере:

· обеспечение суверенитета,

· упрочение позиций России как великой державы

· развитие равноправия и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (с СНГ),

· соблюдение прав и свобод человека.

5) В информационной сфере:

· соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею,

· развитие современных телекоммуникационных технологий,

· защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

6) В военной сфере:

· защита ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности,

· предотвращение военной агрессии против Росси и ее союзников,

· обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

7) В экологической сфере: сохранение и оздоровление окружающей среды.

Классификация угроз региональной безопасности:

- по сфере деятельности людей – социальная, экономическая, военная и др.

- по источнику: внутренние угрозы – на территории страны или региона, внешние – вне территории страны или региона.

- по масштабам распределения: федеральные, региональные, локальные, индивидуальные угрозы.

Угрозы национальной безопасности обусловлены:

1) В экономической сфере:

· сокращением ВВП,

· снижением инвестиционной, инновационной активности и научно - технического потенциала,

· стагнацией аграрного сектора,

· разбалансированием банковской системы,

· ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих,

2) В научной сфере:

· угроза утраты передовых позиций в мире,

· деградации наукоемких производств,

· усиления внешней технологической зависимости и подрыва обороноспособности России.

3) В политической сфере:

· сепаратизм, который ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно - технологических и транспортных связей, и налоговой систем.

· угроза федеративному устройству и социально-экономическому укладу России (из-за экономической дезинтеграция, социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра).

· Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

· Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

· Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально - политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту.

· Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов.

4) В социальной сфере: глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

· Угроза физическому здоровью нации

· сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

5) В международной сфере обусловлены факторами:

· стремление отдельных государственных и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

· опасность ослабления полит., эк. и военного влияния Р. в мире;

· укрепление военно-полит. блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

· возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

· распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

· ослабление интеграционных процессов в СНГ;

· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств - участников СНГ;

· притязания на территорию РФ.

6) В информационной сфере:

· стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;

· разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;

· нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

7) В военной сфере:

· Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике военных действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

· технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

· Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

8) В пограничной сфере обусловлены:

· экономической, демографической и культурно - религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

· активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

9) В экологической сфере: ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.

В официальных документах, принимаемых органами власти северокавказских субъектов Российской Федерации и анализируемых учеными-экспертами, выделяются различные аспекты национальной безопасности. Построить их приоритеты в масштабах всего региона представляется затруднительным, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые наиболее злободневны для него. Так, для Ростовской области на первом месте стоят проблемы экономической и социальной стабильности, для Краснодарского края - ограничение миграционных потоков и ужесточение пограничного режима, для Ставропольского края - решение вопроса о статусе пограничных с Чеченской Республикой территорий и организация защиты населения от бандитских формирований, для Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания - преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, для Республики Дагестан - угроза распространения ваххабизма и его политизация, для Карачаево-Черкесии - сохранение межнационального мира.

Основные угрозы и вызовы безопасности на Юге Россиисостоят в том, что в добавление к обычным для регионов РФ угрозам добавляются угрозы геополитического характера. Юг России является наиболее уязвимым звеном российской системы национальной безопасности. Это такие угрозы:

· Терроризм (здесь он особенно силён).

· Конфликты (наиболее застарелые и острые. Конфликтный потенциал заложен предшествующей историей, и особенно периодом насильственной депортации народов Северного Кавказа – балкарцев, ингушей, карачаевцев, чеченцев. Их места заселяли народы, ставшие в последствии конкурентами вернувшимся в 50-60—е гг. из ссылки.).

· Периодически вспыхивают вооружённые конфликты в Чечне и Дагестане.

· Самый высокий уровень безработицы в РФ.

· Самые низкие денежные доходы на душу населения.

· Этнократия занимает довольно прочные позиции в органах власти региона.

· Геополитическая проблема: иностранные государства заинтересованы в поддержании нестабильности на Юге России, в разжигании межэтнических и межконфессиональных конфликтов (Турции, Ирана).

· Миной замедленного действия остается территориально-административное деление Северного Кавказа, где границы в основном проводились условно, с учетом хозяйственных связей экономической и политической задач.

· Серьезной угрозой остается образование на Юге России незаконных вооруженных формирований, а также накопление там оружия. В большинстве автономий происходит почти поголовное вооружение жителей, а новая элита располагает собственными вооруженными отрядами.

· К нестабильности ведет и масштабная криминализация общественных отношений. К числу особо опасных экономических преступлений относится криминальный бизнес-печатание фальшивых денег, финансовые аферы, наркоторговля, контрабанда. «Спиртовая» проблема серьезный вызов экономическим интересам российского государства.

· Миграция

· Нестабильность усугублена экономическим кризисом. Она связана с такими проблемами как малоземелье, демографический рост, высокий удельный вес неработающей молодежи, незанятость, отсутствие работы.

· борьба кланов, финансовых, экономических и просто криминальных групп за сферы влияния, контроль над собственностью.

Одна из бед Северного Кавказа – это теневая экономика. Доля неформальной экономики в ЮФО в промышленности =23% (в КБР – 16,9%, в Ростовской области – 8%, Краснодарском крае – 7%); в сельском хозяйстве в Ростовской области – 50%, в Дагестане – 82%, в Северной Осетии – 79%.

Одна из черт безопасности региона – качественная характеристика порогов безопасности. Суть – выбирается средний показатель того или иного отношения, и сравнивается с региональным. Если пределы нарушены, производится количественная оценка угроз.

Пороговые значения:

1. Объём ВРП: пороговое значение 75%; в РФ 29%.

2. Доля обрабатывающей промышленности: предел 70%; в РФ 50%.

3. Продолжительность жизни: в среднем 70 лет, в РФ 64 года.

4. Уровень безработицы: в среднем 5-7%, в Ингушетии более 40%.

5. Объём иностранной валюты по отношению к денежной массе: в среднем 10%, в РФ около 50%.

6. Доля импорта в потреблении продовольствия: в среднем по миру 25%, в РФ 30%.

Региональная политика обеспечения безопасности – это составная часть государственной политики обеспечения национальной безопасности; это комплекс согласованных мер по обеспечение безопасности региона – субъекта федерации.

Важнейшим элементом региональной политики безопасности является прогнозирование угроз безопасности, которое предполагает осуществление следующих мер:

1) Выявление угроз, существующих и могущих проявиться.

2) Разработка классификаций угроз, основанных на направлениях и степени опасности (ранжирование опасности).

3) Разработка количественной оценки угроз (по шкале больше – меньше).

4) Разработка методов управления безопасностью, включающих экономические, экологические, национально – этнические методы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте понятие региональной безопасности.

2. Определите интересы личности, интересы общества и интересы государства в системе национальных интересов.

3. Назовите факторы, обуславливающие возрастание угроз национальной безопасности России.

4. Определите основные угрозы региональной безопасности на Юге России.

 


[1] Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.