Первоначальный этап расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Следственные ситуации, возникающие по делам о ДТП.
Криминалистическая характеристика транспортных преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению.
Лекция № 8. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
1. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; оставление места дорожно-транспортного происшествия; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба; смерть человека; смерть двоих и более людей.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.
Способами совершения ДТП являются:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие;
5) выпадение пассажиров из транспортного средства.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом;
2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов;
3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также вследствие не реагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП.
Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные, за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.
В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:
1. Каков характер ДТП — было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы?
2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.
3. Кто виноват в случившемся?
4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями?
5. Каков механизм ДТП?
6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?
7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного?
8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?
Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.