Методика Gartner Group

 

В программе исследований Gartner Group рассматриваются конкретные рекомендации по улучшению ТСО в зависимости от структуры ИС, типов платформ, операционных систем и т.д.

Архитектура ТСО и модели расчетов были разработаны и усовершенствованы экспертами Gartner Group на протяжении нескольких лет. Эти модели заложены в основу программного продукта ТСО «Менеджер», который облегчает работы по определению и управлению ТСО в крупных компаниях.

В основу модели ТСО положены две категории расходов: прямые (бюджетные) и косвенные. Источниками покрытия этих расходов служат бюджеты соответствующих подразделений компании (если существует многоуровневая система бюджетов).

Прямые расходы включают в себя следующие группы затрат:

капитальные затраты (оборудование и ПО);

расходы на управление ИТ;

расходы на техническую поддержку;

расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;

расходы на аутсорсинг;

командировочные расходы;

расходы на услуги связи;

и др. (обычно выделяется до 10 групп расходов).

Существуют методологии определения составляющих расходов по выше указанным группам. Наиболее трудоемкую для расчетов группу составляют расходы на управление ( сюда входят в том числе, расходы на проектирование, управление проектами, администрирование сетей, преодоление чрезвычайных ситуаций, настройки систем и подсистем, управление контрактами на закупку и управление поставками.

Косвенные расходы:

расходы, определяемые неработоспособностью системы (плановое время неработоспособности и сверхнормативное);

расходы, определяемые непроизводительными усилиями пользователя, связанные с информационными технологиями (самостоятельное восстановление работоспособности, самообучение и т.п.).

Какие данные нужны для расчета ТСО?

В соответствии с методикой Gartner Group необходимо собрать следующую информацию:

о бюджете предприятия (валовый доход, прибыль и т.п.);

общие данные о рабочих местах (количество, закупочная стоимость доступные сервисы такие как печать файловый сервисы электронная почта и т.п.);

данные об оборудовании и программном обеспечении (детальная информация о прямых и косвенных затратах, в том числе по модернизации и ремонту);

данные о платежах за услуги (каналы связи аренда оборудования и т.п.);

данные об управлении информационной инфраструктурой (корпоративной сетью, информационными системами, хранением данных, эксплуатацией);

данные о разработке ПО (создание, тестирование, документирование, адаптация и доработка);

данные о действиях конечного пользователя влияющих на ТСО.

Более подробно можно становиться на определении стоимости «человеческого фактора» в ТСО. Методика Gartner Group учитывает следующие составные части этого вклада:

время, затрачиваемое административным персоналом на решение проблем пользователей;

время, затрачиваемое пользователем на самообразование взаимопомощь вместо обращения в службу поддержки;

время, затрачиваемое пользователями в связи с неоптимальными приемами работы;

Время, затрачиваемое пользователями на праздное время провождение и использование компьютера в личных целях;

расход времени, связанный с подключением переносных компьютеров (подключение к сети, инсталляция ПО, перенос данных и т.п.);

расходы, связанные с пропажей критически важных данных из компьютера пользователя ( в связи с вирусной атакой, аппаратным или программным сбоем или случайно удаленным пользователем);

расход времени на запланированные простои (модернизация обрудования, сети, обновление ПО);

расход времени на незапланированные простои (по техническим причинам, из-за вирусных атак, в связи с использованием устаревшей техники),

Согласно результатам различных исследований, при оснащении предприятия компьютерной техникой ее стоимость составляет, в т.ч. и в России, от 20% до 50% общих издержек связанных с эксплуатацией оборудования. Остальное приходится на косвенные вопросы - ремонт и модернизацию, поддержку и обучение пользователей, установку и обновление программного обеспечения, всевозможные сетевые сервисы и другие мелочи, требующие со временем в немалые суммы.