Методика Gartner Group
В программе исследований Gartner Group рассматриваются конкретные рекомендации по улучшению ТСО в зависимости от структуры ИС, типов платформ, операционных систем и т.д.
Архитектура ТСО и модели расчетов были разработаны и усовершенствованы экспертами Gartner Group на протяжении нескольких лет. Эти модели заложены в основу программного продукта ТСО «Менеджер», который облегчает работы по определению и управлению ТСО в крупных компаниях.
В основу модели ТСО положены две категории расходов: прямые (бюджетные) и косвенные. Источниками покрытия этих расходов служат бюджеты соответствующих подразделений компании (если существует многоуровневая система бюджетов).
Прямые расходы включают в себя следующие группы затрат:
капитальные затраты (оборудование и ПО);
расходы на управление ИТ;
расходы на техническую поддержку;
расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;
расходы на аутсорсинг;
командировочные расходы;
расходы на услуги связи;
и др. (обычно выделяется до 10 групп расходов).
Существуют методологии определения составляющих расходов по выше указанным группам. Наиболее трудоемкую для расчетов группу составляют расходы на управление ( сюда входят в том числе, расходы на проектирование, управление проектами, администрирование сетей, преодоление чрезвычайных ситуаций, настройки систем и подсистем, управление контрактами на закупку и управление поставками.
Косвенные расходы:
расходы, определяемые неработоспособностью системы (плановое время неработоспособности и сверхнормативное);
расходы, определяемые непроизводительными усилиями пользователя, связанные с информационными технологиями (самостоятельное восстановление работоспособности, самообучение и т.п.).
Какие данные нужны для расчета ТСО?
В соответствии с методикой Gartner Group необходимо собрать следующую информацию:
о бюджете предприятия (валовый доход, прибыль и т.п.);
общие данные о рабочих местах (количество, закупочная стоимость доступные сервисы такие как печать файловый сервисы электронная почта и т.п.);
данные об оборудовании и программном обеспечении (детальная информация о прямых и косвенных затратах, в том числе по модернизации и ремонту);
данные о платежах за услуги (каналы связи аренда оборудования и т.п.);
данные об управлении информационной инфраструктурой (корпоративной сетью, информационными системами, хранением данных, эксплуатацией);
данные о разработке ПО (создание, тестирование, документирование, адаптация и доработка);
данные о действиях конечного пользователя влияющих на ТСО.
Более подробно можно становиться на определении стоимости «человеческого фактора» в ТСО. Методика Gartner Group учитывает следующие составные части этого вклада:
время, затрачиваемое административным персоналом на решение проблем пользователей;
время, затрачиваемое пользователем на самообразование взаимопомощь вместо обращения в службу поддержки;
время, затрачиваемое пользователями в связи с неоптимальными приемами работы;
Время, затрачиваемое пользователями на праздное время провождение и использование компьютера в личных целях;
расход времени, связанный с подключением переносных компьютеров (подключение к сети, инсталляция ПО, перенос данных и т.п.);
расходы, связанные с пропажей критически важных данных из компьютера пользователя ( в связи с вирусной атакой, аппаратным или программным сбоем или случайно удаленным пользователем);
расход времени на запланированные простои (модернизация обрудования, сети, обновление ПО);
расход времени на незапланированные простои (по техническим причинам, из-за вирусных атак, в связи с использованием устаревшей техники),
Согласно результатам различных исследований, при оснащении предприятия компьютерной техникой ее стоимость составляет, в т.ч. и в России, от 20% до 50% общих издержек связанных с эксплуатацией оборудования. Остальное приходится на косвенные вопросы - ремонт и модернизацию, поддержку и обучение пользователей, установку и обновление программного обеспечения, всевозможные сетевые сервисы и другие мелочи, требующие со временем в немалые суммы.