Процесс информатизации общества

Тема 10. Особенности управления в современном информационном обществе

 

 

Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Развитие информационного пространства из-за высокой наукоемкости его составляющих требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.

Научно-технический и производственный потенциал включает в себя:

· научные учреждения;

· государственные и коммерческие организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блоки, устройства, программное и техническое обеспечение;

· предприятия производители вычислительной техники и телекоммуникационной техники;

· систему эксплуатационной поддержки функционирования этой техники.

Основными целями и задачами формирования и развития единого информационного пространства РФ являются:

· обеспечение гарантий прав граждан на информацию;

· формирование и защита государственных информационных ресурсов;

· создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений, в том числе в интересах надежной безопасности и обороноспособности государства;

· обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации органам управления всех уровней, юридическим и физическим лицам, независимо от их территориального размещения;

· интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества и реализации доступа к ним;

Пользователи реализуют свои права или информационные возможности путем эксплуатации или прямого использования объектов или технологических компонент единого информационного пространства.

Одной из основных проблем формирования и развития единого информационного пространства является создание организационной инфраструктуры, которая в общем виде состоит из следующих секторов:

· органы управления, субъекты хозяйствования различных форм собственности;

· производители средств информации: вычислительной техники и средств связи, системного и инструментального программного обеспечения;

· производители прикладных (функциональных) программных продуктов;

· организации, формирующие и поддерживающие в актуальном состоянии информационные ресурсы на основе сбора информации от источников;

· организации, специализирующиеся на оказании услуг по транспортировке информации;

Создаваемая организационная инфраструктура единого информационного пространства должна обеспечивать органы управления необходимой статистической и аналитической информацией для принятия адекватного решения и гарантировать доступ физических и юридических лиц к социально - значимым информационным ресурсам органов государственной власти, а также к широкому кругу нормативно - правовых, справочных и других данных.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Для ее реализации принимаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Опыт других стран важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны. Особый интерес для России как члена Совета Европы представляют рекомендации комиссии Европейского сообщества по формированию информационного общества.

В настоящее время ежегодно составляется и опубликовывается индекс Информационного общества. Индекс информационного общества (ИО) фактически устанавливает стандарт измерения возможностей доступа и использования информации и информационных технологий в любой стране мира. Индекс ИО измеряет информационные возможности и информационный капитал. При вычислении индекса ИО учитываются 23 переменные, которые разделены на четыре группы.

1. компьютерная инфраструктура;

2. информационная инфраструктура;

3. Интернет-инфраструктура;

4. социальная инфраструктура.

Таким образом, результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Можно выделить семь принципов новой экономики для России.

Первый принцип: важен только один капитал - интеллектуальный. Технологии информационного общества формируют новую экономику. В обиход входят понятия «электронный бизнес», «виртуальное правительство», «государство цифровых технологий». Победителем будет тот, кто выдвигает новые идеи, кто подготовлен к обработке огромных потоков информации, кто готов к постоянным изменения. Основным капиталом любого предприятия должны являться интеллектуальная собственность, «ноу-хау», изобретения, инновации.

В новой экономике лидерами становятся предприятия, предлагающие высокотехнологичные продукты на основе эксклюзивных разработок, возникают новые отрасли бизнеса (электронная индустрия развлечений, дистанционное обслуживание, аутсорсинг). Стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и виртуальными продуктами.

Принцип второй: гуманизация труда ( от конвейера к мануфактуре третьего тысячелетия). В центре новой экономики - человек. Он генератор идей, источник капитала. Процесс гуманизации развивается в трех основных направлениях:

· передача все большего числа рутинных операций машинам;

· трансформация организации от вертикального метода управления к принципу командной игры»;

· создание все более «дружественных» условий работы, в том числе -дистанционной занятости.

Таким образом, мы эволюционным путем возвращаемся к принципам «мануфактурной» организации труда, где не было разделения на отдельные операции между работниками.

Третий принцип: аристократия большинства - новая конфигурация общества. Информационное общество опирается на новую социальную конфигурацию; появляются новые слои общества и группы со своими интересами. На начальном этапе государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры. Распространение высоких жизненных стандартов - одна из главных целей государства. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволит каждому жителю сократить затраты своего времени на стандартные операции. Уже сейчас виртуальным образом осуществляются: заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение справок, видеоконференции и т.п. В целом новые способы коммуникации позволят достичь:

· полной прозрачности власти и гласности ее решений;

· доступности населению всех государственных нормативных актов;

· реформирования высокозатратных струтур;

· повышения комфорта в повседневной жизни;

· увеличения количества свободного времени.

Причем основным является:

· равная доступность социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания;

· прозрачность деятельности субъектов экономических отношений общества;

· переход от энергоемких к информационноемким производствам и процессам.

Принцип четвертый: информация и знания - основной объект управления. Цель нового менеджмента - соединение наиболее рациональным и экономичным образом тех, кто владеет знаниями с теми, кто их ищет. Новый менеджмент должен обеспечить: интерактивную доступность всех знаний и информации, которыми располагает организация; создание системы мотивации для обмена знаниями между сотрудниками. Управление знаниями - это эффективная передача информации, организация совместного их использования, предоставление информации сотруднику в наиболее удобной для восприятия форме, принятие решение на основе всей доступной информации, контроль эффективности их использования и оценка количества качества корпоративного интеллектуального капитала.

Принцип пятый: сетевая структура - путь к глобализации бизнеса. В информационном обществе возникает «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации бизнеса. Ведущей становится сетевая распределенная структура. С появлением новой идеи возникает «организация ядро», вокруг которой немедленно «кристаллизируется» сообщество, т.е. сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта.

Все большее распространение приобретает аутсорсинг, который позволяет усилить специализацию игроков рынка. Сейчас основные направления аутсорсинга - бухгалтерский учет, обслуживание корпоративной информационной системы, поддержка веб-сайтов, маркетинговые исследования. На очереди стратегическое планирование, паблик-релейшинз, сбыт, юридическое сопровождение идей фирмы.

Принцип шестой: думай глобально - действуй локально. Локально действовать - это значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где организация может захватить лидерство. Глобально мыслить - это значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов. В новой экономике стираются границы между предприятиями, так как каждый товар фактически объединяет в одну интегрированную цепочку поставок все предприятия, задействованные в его разработке, производстве, доставке потребителю и постпродажном сервисе.

Принцип седьмой: экономика, управляемая потребителем. В центре новой экономики - потребитель. Потребитель новой экономики - это конкретный единичный клиент (например, собирают для покупателя на конвейере, но собирают модель специально по его индивидуальному заказу; предоставляются услуги по обслуживанию потребителя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году в любой точке земного шара; доставка продукта или услуги «точно в срок»).

Стратегия цифровой эпохи характеризуется тем, что конкурентная среда бизнеса постоянно усложняется. Это во многом объясняется, во-первых, тем, что информационные технологии и глобализация конкуренции, связанная сними, вызывают появление все более непредсказуемой среды, во-вторых, все чаще происходят изменения взрывного характера. Решающей силой этой дестабилизации стал Интернет. В цифровую эпоху интернетовские компании-новички становятся глобальными с первого дня ведения бизнеса, причем они достигают глобальности, имея очень мало сотрудников. Поэтому требуется ответить на основной, глобальный вопрос: как мы будем соперничать в непредсказуемые хаотические времена?

В этих условиях компаниям желательно взять на вооружение процесс принятия решений, для которого характерны гибкость, эволюция и эксперименты, например, многие компании переходят от аналитического планирования к экспериментальному. Необходимость экспериментирования меняет не только природу планирования, но и скорость и число итераций, частоту цикла планирования, а также происходит перераспределение ролей и сфер ответственности в рамках процесса планирования. Экспериментальное планирование включает практическую конкуренцию и реализацию нескольких видов бизнеса, осуществляемых одновременно. В этих условиях легче понять, какой вариант будет наиболее успешным, на какой эксперимент целесообразно перебросить ресурсы, какие эксперименты, оказавшиеся ошибочными, закрыть. Например, одна инновационная консалтинговая структура использует следующие шаги в процессе экспериментирования, осуществляемого в итерационном режиме:

· диагностика конкурентного ландшафта;

· разработка чернового варианта рыночных и операционных сценариев на ближайшее будущее;

· запуск и быстрое уточнение экспериментов во взаимодействии с заказчиками;

· быстрое наращивание масштабов наиболее успешных вариантов.

В этих условиях работа менеджера по реализации проекта становится инновационной и экспериментальной, поэтому политика вознаграждения этой категории сотрудников должна быть пересмотрена, т.е ТОП-менеджеры должны поощрять анализ зон неопределенности в этой конкурентной среде, хотя это не всегда приносит ощутимый результат, стимулировать занятия творческими инновациями, экспериментами, оперативной разработкой новых товаров и услуг.

 

1.2. Эффективность управления в современном информационном обществе

 

Управление рассматривается как вид производительного труда и как система отношений, которые труд опосредствуют. Отношения управления - это отношения между людьми и коллективами, возникающие в процессе подготовки и реализации управленческих воздействий. Социально-экономическая природа управленческого труда требует решения проблемы по оценке его эффективности. Системный подход позволяет исследовать управление как целостное явление с присущими ему синергетическими качествами и свойствами, структурными особенностями. Динамический процесс взаимного соответствия управляющей и управляемой подсистем обусловливает функционирование и развитие социально-экономической системы. Результативность управления - способность системы управления обеспечивать достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели. Эффективность управления производством отражает наиболее важные сущностные связи отношений управления, связанные с производством, распределением и использованием эффекта. Эффективность связана с целевыми, мотивационными и функциональными отношениями, формирующими механизмами управления.

Экономический смысл эффективности управления - это обеспечение наибольшего экономического социального эффекта при данных затратах на управление.

Основным условием эффективной работы предприятия является соответствие субъекта управления объекту управления ( т.е. соответствие управляющей системы и управляемому объекту), так как с этим связаны такие важные вопросы, как содержание функций управления, взаимосвязь процесса и структуры управления.

· В настоящее время быстро развивается рынок новых IT-технологий, которые используются для управления предприятиями самого различного профиля, с разнообразными организационными структурами управления, с разной численностью работающих.

Если при оценке эффективности IT-технологий опираться только на узкий анализ прибыли на инвестируемый капитал, исказится или пропадет весь смысл. Как показывает опыт необходимо учитывать как количественные, так и качественные методы при оценке эффективности, необходима согласованная методика оценки выгод, получаемых бизнесом от информационных технологий. Причем эта методика должна быть фокусом демонстрации эффективности информационных служб, а не просто экономической эффективности или прибыли на инвестируемый капитал. Степень эффективности определяется, насколько выгодные решения принимаются с точки зрения функционирования бизнеса независимо от того во сколько это обходится. Если информационные службы высокоэффективны, бизнес выигрывает от их деятельности. Здесь необходимо достичь того, чтобы IT-подразделения получали ощутимую обратную связь при решении тактических и стратегических вопросов, а руководители нетехнических направлений включались в этот процесс, что заставило бы их думать о зависимости успеха бизнеса от информационной технологии.

Информационные технологии при ведении бизнеса могут выступать в следующих качествах:

· как инструмент создания документации;

· как средство визуализации производства;

· как средство слежения (мониторинга) и контроля (протоколирование процессов производства и управления;

· как средство поддержки пользователей при принятии управленческих решений.

Большая динамика развития внутренней и внешней среды предприятия требует изменения требований к информационным технологиям, выдвигает на первый план новые цели и методы, которые диктуются современной ситуацией и которые позволяют обеспечить резкое снижение затрат времени на выполнение функций; резкое снижение числа работников и других затрат на выполнение функций; работу с клиентами и партнерами в любой точке мира в режиме в любое время; мобильность персонала; ускоренное продвижение новых технологий.

Информационные технологии позволяют автоматизировать существующий процесс; использовать компьютеры как инструмент проведения расчетов, анализа, т.е. для автоматизации не только ручного, но и интеллектуального труда; изменить техпроцесс обработки информации, например, внедрив сетевую обработку в реальном масштабе времени; использование единых баз данных позволит избавится от промежуточных этапов документооборота; внедрение сетевых технологий, которые позволит установить связь с удаленными пользователями; внедрение экспертных систем и внедрение систем поддержки принятия решений позволяет избавить менеджеров от принятия решений, передав их исполнителям, т.е. на более низкий уровень управления.

В условиях использования новых информационных технологий многие компании перестраивают свою традиционную иерархическую структуру, основанную на функциональной специализации и централизованной системе вертикального подчинения. развивать творчество и инновационный процесс. Организационные структуры должны содержать меньшее количество уровней управления; рабочие группы должны состоять из различных специалистов, высшие руководители должны иметь возможность делегировать полномочия руководителям нижнего уровня и рядовым сотрудникам. Новыми явлениями стали сетевые коммуникации и "виртуальные офисы", повысившие самостоятельность работников, а также расширение участков прямой работы с клиентами. Виртуальное предприятие представляет собой полностью интегрированную организацию, в которой информационные потоки пронизывают все службы и отделы.

Споры о пользе и вреде компьютерных технологий по накалу ничуть не уступают политическим и экономическим скандалам.

Так как затраты на ИТ не имеют прямого отношения к росту доходов, то причины использования IT-технологий другие. Чтобы получить преимущество в условиях жесткой конкуренции необходимо иметь более быстрый доступ к оперативной информации о своем бизнесе и уметь эту информацию быстро обрабатывать.