Жизненный цикл и экономические показатели информационных систем

Процесс создания информационной системы описывается с помо­щью следующих понятий: жизненный цикл, фазы, стадии, этапы, ра­боты, процессы, операции, элементы. Информационный менеджмент реализует функции управления на протяжении всего жизненного цикла ИС, который включает в себя следующие фазы: «Зарождение», «Раз­работка», «Эксплуатация», «Демонтаж» (рис. 3.10).

Важнейшими являются фазы «Зарождение» и «Разработка», кото­рые состоят из следующих пяти стадий: «Формирование требований» и «Разработка концепции»; «Техническое задание»; «Технический про­ект»; «Внедрение».

Методология создания ИС отражена в нормативных документах, подавляющее большинство которых имеют силу международных стан­дартов. В них определены терминология, порядок создания и внедре­ния, требования к частям, состав проектов.

Последовательность работ, связанных с определением целесообраз­ности создания, и промышленной эксплуатации ИС, оформлена в виде процесса (создания или изготовления), который имеет иерархическое описание и состоит из стадий, каждая из которых включает в себя эта­пы, а они, в свою очередь, — виды работ.

Рассмотрим подробнее содержание процесса создания и внедрения ИС, который включает в себя следующие стадии, этапы и некоторые виды работ.

Стадии 1.1 «Формирование требований» и 1.2 «Разработка концеп­ции». Основная цель, этапов и работ этих стадий заключается в фор­мировании обоснованного с позиций заказчика предложения о созда­нии ИС с определенными основными функциями и техническими ха­рактеристиками. Основными выходными документами этой стадии являются: отчеты и технико-экономическое обоснование целесообраз­ности создания ИС с выбранными функциями и их характеристика­ми; заявка на создание ИС и исходные технические требования к ИС в объеме, соответствующем ГОСТу.

 

 

Стадии 2.1« Техническое задание» и 2.2 «Эскизное проектирование». Основными целями стадии являются: подтверждение целесообразно­сти и детальное обследование возможности создания эффективной ИС с функциями и техническими характеристиками, сформулированны­ми в виде исходных технических требований к системе; планирование совокупности всех НИР, ОКР, проектных и монтажно-наладочных работ, сроков их выполнения и организаций исполнителей; подготов­ка всех материалов, необходимых для проведения проектных работ. Выходными документами стадии являются: техническое задание на создание ИС, содержащее технические требования и план-график ра­бот, согласованные с заказчиком и основным исполнителем; уточнен­ное технико-экономическое обоснование намеченных в техническом задании решений (при необходимости); научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных предпроектных исследований; эскизный проект ИС.

Стадия 2.3 «Технический проект». Целями работ, выполняемых на этой стадии, являются разработка основных технических решений по создаваемой системе и окончательное определение ее сметной стоимо­сти. Работы этой стадии завершаются разработкой: общесистемных решений, необходимых и достаточных для выпуска эксплуатационной документации на систему в целом; проектно-сметной документации, входящей в состав раздела «Автоматизация» технического проекта строительства; проектов заявок на разработку новых технических средств; документации специального математического и техническо­го обеспечений, включая техническое задание на программирование. Основные результаты работ стадии оформляются в виде техническо­го проекта ИС.

Стадия 2.4 «Рабочая документация». Целью работ, выполняемых на этой стадии, является выпуск рабочей документации на создавае­мую систему. Стадия завершается выпуском рабочего проекта ИС, состоящего из проектной документации, необходимой и достаточной для приобретения, монтажа и наладки комплекса технических средств системы, и документации программного и организационного обеспе­чений, необходимых и достаточных для наладки и эксплуатации сис­темы, а также изготовлением программ специального программного обеспечения на машинных носителях.

Стадия 2.5 «Внедрение». Цель стадии и главный результат работ — передача действующей системы в промышленную эксплуатацию, а также получение объективных и систематизированных данных о ка­честве созданной системы, текущем состоянии и реальном эффекте функционирования системы на основании опыта ее промышленной эксплуатации. Анализ функционирования выполняется также в ходе промышленной эксплуатации. Для этого определяются показатели эксплуатационной надежности для системы в целом и отдельных peaлизуемых ею функций, показатели технико-экономической эффектив­ности системы, функционально-алгоритмическая полнота (развитость) системы и социально-психологическая подготовка персонала системы.