Тема 15. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

Примерный словарь музыкальных терминов

Методы и приемы формирования знаний о музыке

В музыкально-образовательной деятельности применимы все педагогические методы. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке, беседу. Использование приемов сравнения и контрастного сопоставления облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод предполагает показ репродукций картин, изображений инструментов, портретов композиторов; цветных карточек, наглядных моделей, отражающих расположение звуков по высоте, чередование их длительностей, изменение их силы. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью используются музыкально-дидактические игры и пособия (начиная от «Музыкального букваря Н.А. Ветлугиной, разработок Л.Н.Комиссаровой, Э.П. Костиной, до современных наглядных учебных пособий белорусских авторов: Л.С.Ходонович - индивидуальные тетради «В мире музыки», «Необыкновенные знакомства»; В.В.Ковалива - «Мои первые ритмы», О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль - «В мире музыки» из серии «Мир детства» и др.) Словесный метод применяется при сообщении различных сведений о музыке, разъяснении о применении исполнительского приемы и т.д. Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов импровизаций), педагог демонстрирует способы действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности.

 

Музыкальные понятия и термины дошкольники усваивают постепенно, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

Примерный словарь музыкальных терминов для дошкольников (к старшему возрасту) таков:

1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки (не только веселая-грустная) – 20-25 характеристик;

2. Музыкальные жанры, виды музыки:

Песня (колыбельная, плясовая, частушка и др.); марш (праздничный, шуточный, траурный); Опера, балет, симфония; Вокальная и инструментальная музыка; Народная музыка;

3. Средства музыкальной выразительности: мелодия (плавная, отрывистая и др.), ритм (равномерный, четкий и др.), пауза (долгая, короткая),акцент (сильный, легкий); лад (мажорный, минорный), темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный); динамика (тихо, громко, негромко, затихая, усиливая); регистр (высокий, средний, низкий); тембр (окраска – светлая, темная, звонкая и др.)

4. Музыкальная форма: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная;

5. Музыкальные инструменты: симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, литавры, барабан, ксилофон, скрипка, виолончель и др.), белорусские народные (скрипка, цимбалы, балалайка, гармонь, дудочка, дуда, колесная лира, трещотка, бубен, барабан и др.).

6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, музыкант, солист, ансамбль, хор, оркестр);

7. Характер исполнения, приемы: глиссандо, стакатто, легато; отрывисто, плавно, протяжно, легко, светло и др.

8. Общие музыкальные термины: нота, звук (высота и длительность), аккомпанемент, мотив, фраза, нотный стан и др.

 

Вопросы:

1. Характеристика видов музыкальных занятий

2. Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах, использование игровой формы проведения занятий