Сравнительный рейтинговый анализ
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий довольно часто возникает необходимость сравнения результатов деятельности или различных хозяйствующих субъектов, или одного предприятия в динамике за ряд периодов. Решение этого вопроса связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики предприятия, и её принято называть внутренним рейтингованием.
Слово «рейтинг» обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке в соответствии с заранее установленными правилами и критериями. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших статей бухгалтерской отчетности, так и на основе исчисленных относительных величин (коэффициентов).
В рыночных условиях объективную оценку надежности партнера должны давать независимые организации. В странах с развитой рыночной экономикой система экономического рейтинга предприятий четко отработана и содержит набор ключевых показателей финансовой активности, которые в обязательном порядке заверяются аудиторской фирмой по результатам работы за год. Итоговая оценка финансового состояния включается в отчет фирмы и публикуется вместе с балансом. Эти данные используются инвесторами, банками, кредиторами, налоговыми органами, акционерами и другими субъектами рынка. Показатели лучших компаний служат барометром успеха.Расчетами финансовых показателей, число которых различно, занимаются специальные организации. Результаты исследований публикуются в специальных справочниках, содержащих различное число экономических показателей.
Рекомендованные авторами методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния имеют ряд достоинств, в частности: основываются на многомерном подходе к оценке этого сложного явления; осуществляются по данным отчетности предприятия, включающей важнейшие показатели их деятельности; учитывается возможность использования вычислительной техники..
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки по этапам в виде последовательности следующих действий.
Первый этап. Представление исходных данных в матричном виде:каждый столбец матрицы содержит значения оценочных показателей для определенного предприятия.( таб 1)
Второй этап. Определение максимального значенияпо каждому оценочному показателюи занесение его в столбец условного эталонного предприятия.(т.2)
Третий этап. Стандартизация исходных оценочных показателей матрицы в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия.(т.3)
Четвертый этап. Определение значения рейтинговой оценкидля каждого предприятия методом расстояний, т. е. определение «близости» каждого предприятия к эталону.
Пятый этап. Взвешивание оценочных показателей с помощью весовых коэффициентов,которые устанавливаются экспертным путём.(т.4)
Шестой этап. Ранжировка предприятий в порядке убывания рейтинговой оценки.На этом этапе осуществляется интерпретация результатов комплексной рейтинговой оценки.
Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки можно применять и для отдельного предприятия при исследовании показателей за ряд лет.
Таблица 1. Матрица исходных данных
Номера предприятий | Рентабельность (общая), % | Выполнение плана по прибыли, % | Выполнение плана продажи с учетом выполнения договоров поставки, % | Удельный вес новых товаров, % | Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. | Уровень механизации производства, % |
9,8 | 100,2 | 101,0 | 11,0 | 74,4 | 59,0 | |
7,6 | 100,5 | 101,9 | 12,0 | 73,1 | 60,1 | |
8,8 | 101,0 | 101,7 | 10,5 | 73,3 | 62,2 | |
9,1 | 100,9 | 102,0 | 9,8 | 75,8 | 63,1 | |
9,5 | 100,4 | 100,9 | 11,3 | 77,7 | 61,7 | |
9,7 | 101,5 | 101,8 | 10,1 | 79,1 | 64,5 | |
Оценка в баллах | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | 3,0 |
Таблица 2. Матрица координат.
Оценка в баллах | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | 3,0 |
Таблица 3 . Матрица квадратов.
Номера предприятий | Рентабельность (общая), % | Выполнение плана по прибыли, % | Выполнение плана продажи % | Удельный вес новых товаров, % | Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. | Уровень механизации производства, % | Сумма рангов | Занимаемое место |
Оценка в баллах | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | 3,0 |
Таблица 4 . Матрица взвешенных величин.
Номера предприятий | Рентабельность (общая), % | Выполнение плана по прибыли, % | Выполнение плана продажи % | Удельный вес новых товаров, % | Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. | Уровень механизации производства, % | Сумма рангов | Занимаемое место |
Оценка в баллах | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | 3,0 |
* факторы с индексом 1 относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к прошлому году.