Сравнительный рейтинговый анализ

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий довольно часто возникает необходимость сравнения результатов деятельности или различных хозяйствующих субъектов, или одного предприятия в динамике за ряд периодов. Решение этого вопроса связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики предприятия, и её принято называть внутренним рейтингованием.

Слово «рейтинг» обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке в соответствии с заранее установленными правилами и критериями. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших статей бухгалтерской отчетности, так и на основе исчисленных относительных величин (коэффициентов).

В рыночных условиях объективную оценку надежности партнера должны давать независимые организации. В странах с развитой рыночной экономикой система экономического рейтинга предприятий четко отработана и содержит набор ключевых показателей финансовой активности, которые в обязательном порядке заверяются аудиторской фирмой по результатам работы за год. Итоговая оценка финансового состояния включается в отчет фирмы и публикуется вместе с балансом. Эти данные используются инвесторами, банками, кредиторами, налоговыми органами, акционерами и другими субъектами рынка. Показатели лучших компаний служат барометром успеха.Расчетами финансовых показателей, число которых различно, занимаются специальные организации. Результаты исследований публикуются в специальных справочниках, содержащих различное число экономических показателей.

Рекомендованные авторами методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния имеют ряд достоинств, в частности: основываются на многомерном подходе к оценке этого сложного явления; осуществляются по данным отчетности предприятия, включающей важнейшие показатели их деятельности; учитывается возможность использования вычислительной техники..

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки по этапам в виде последовательности следующих действий.

Первый этап. Представление исходных данных в матричном ви­де:каждый столбец матрицы содержит значения оценочных по­казателей для определенного предприятия.( таб 1)

Второй этап. Определение максимального значенияпо каждому оценочному показателюи занесение его в столбец условного эталонного предприятия.(т.2)

Третий этап. Стандартизация исходных оценочных показате­лей матрицы в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия.(т.3)
Четвертый этап. Определение значения рейтинговой оценкидля каждого предприятия методом расстояний, т. е. определение «близости» каждого предприятия к эталону.

Пятый этап. Взвешивание оценочных показателей с помощью весовых коэффициентов,которые устанавливаются экспертным путём.(т.4)

Шестой этап. Ранжировка предприятий в порядке убывания рейтинговой оценки.На этом этапе осуществляется интерпретация результатов комплексной рейтинговой оценки.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки можно применять и для отдельного предприятия при исследовании показателей за ряд лет.

 

Таблица 1. Матрица исходных данных

Номера предприятий Рента­бель­ность (общая), % Выполне­ние пла­на по прибыли, % Выполнение плана продажи с учетом выполнения договоров поставки, % Удель­ный вес новых товаров, % Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. Уровень механи­зации произ­водства, %
9,8 100,2 101,0 11,0 74,4 59,0
7,6 100,5 101,9 12,0 73,1 60,1
8,8 101,0 101,7 10,5 73,3 62,2
9,1 100,9 102,0 9,8 75,8 63,1
9,5 100,4 100,9 11,3 77,7 61,7
9,7 101,5 101,8 10,1 79,1 64,5
Оценка в баллах 5,0 4,0 4,0 3,0 3,5 3,0

 

Таблица 2. Матрица координат.

           
           
           
           
           
           
Оценка в баллах 5,0 4,0 4,0 3,0 3,5 3,0

Таблица 3 . Матрица квадратов.

Номера предприятий Рента­бель­ность (общая), % Выполне­ние пла­на по прибыли, % Выполнение плана продажи % Удель­ный вес новых товаров, % Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. Уровень механи­зации произ­водства, % Сумма рангов Занимаемое место
               
               
               
               
               
               
Оценка в баллах 5,0 4,0 4,0 3,0 3,5 3,0    

 

Таблица 4 . Матрица взвешенных величин.

Номера предприятий Рента­бель­ность (общая), % Выполне­ние пла­на по прибыли, % Выполнение плана продажи % Удель­ный вес новых товаров, % Прибыль на 1 руб. товарной продукции, коп. Уровень механи­зации произ­водства, % Сумма рангов Занимаемое место
               
               
               
               
               
               
Оценка в баллах 5,0 4,0 4,0 3,0 3,5 3,0    

 


* факторы с индексом 1 относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к прошлому году.