Анализ качества прибыли и определяющих ее факторов

Практическая ценность анализа качества прибыли заключается в объективной оценке тенденции ее формирования, как показателя эффективности хозяйствования, источника финансирования расширенного воспроизводства и материального стимулирования, что позволяет увязать финансовые результаты с качеством управления организации.

Качество прибыли отражает насколько для данной организации является стабильным достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных ресурсов и их резерв для его достижения. Отсутствие стабильности отражает рискованность бизнеса.

Для оценки качества прибыли могут быть использованы различные методы, способы и приемы экономического анализа. Качество прибыли зависит от множества факторов, но в целом, по мнению ряда факторов, они характеризуют два признака «качественности» прибыли - стабильность в доходах (устойчивость во времени) и адекватность ее оценки.

В качестве исследуемого показателя целесообразно применение показателя рентабельности продаж, поскольку на абсолютные величины прибыльности сильное негативное влияние оказывают инфляционные процессы. Кроме того, сумма прибыли в динамике за ряд лет зависит и от масштаба деятельности организации.

На качество прибыли могут оказывать воздействие многие факторы : методы учета и расчета прибыли от продажи продукции, работ и услуг; характер результатов прочей реализации и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д.

Качество прибыли характеризуют многие показатели. В частности, в экономической литературе предлагаются следующие сигнальные показатели (таблица 2)

 

Таблица 2 - Показатели качества прибыли

 

Сигнальные показатели качества прибыли Формула расчёта Оценка качества прибыли
1. Процентная ставка по кредитам Совокупные затраты по кредитам/Сумма кредитов Высокое значение свидетельствует о низком качестве прибыли
2. Доступность заёмных средств в будущем Кредиты и займы, не погашенные в срок/Кредиты и займы, полученные в отчётном периоде То же
3. Состояние расчётов с кредиторами Просроченная кредиторская задолженность/Всего кредиторская задолженность (остатки или возникло обязательство) То же
4. Динамика чистой рентабельности продаж Чистая прибыль/Выручка Низкое значение свидетельствует о низком качестве прибыли
5.Производствен- ный леверидж (рычаг) Темпы прироста прибыли от реализации продукции/Темп прироста объёма продаж в натуральном выражении Высокое значение свидетельствует о высоком риске неполучения дохода, т.е. о низком качестве прибыли
6. Финансовый леверидж Темп прироста чистой прибыли/Темп прироста прибыли от реализации То же
7. Структура прибыли (рентабельности продукции) по видам продукции (работ, услуг) Удельный вес высокорентабельной продукции в общем объёме продаж Повышение доли рентабельных изделий свидетельствует о высоком качестве прибыли

 

Одним из основных показателей, характеризующих качество прибыли, является структура прибыли. Наличие значительного удельного веса в прибыли до налоообложения прочих результатов свидетельствует о низком качестве прибыли сформированной за счет случайных источников и поэтому имеющей неустойчивый характер. Это характеризует неэффективность управления организацией, так как при неумении получить достаточную прибыль за счет основной деятельности руководство организации начинает сдавать имущество в аренду или продавать.

Высокое качество прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня затрат, а низкое качество -ростом цен на продукцию без увеличения ее выпуска и продажи в натуральных измерителях.

На качество прибыли большое влияние оказывает также структура издержек. Более высокий коммерческий риск имеют предприятия с высоким уровнем постоянных издержек, поскольку постоянные издержки трудно поддаются оперативному управлению при быстроменяющейся экономической ситуации. Тенденцию стабильности прибыльности характеризует высокий уровень по отношению к совокупным расходам переменных затрат, потому что они более управляемы по сравнению с постоянными.

Аналитические процедуры на основе деления издержек на постоянные и переменные позволяют определить порог безубыточности (порог рентабельности), ниже которого предприятие при неблагоприятных обстоятельствах рискует нести убытки.

Анализ безубыточности позволяет определить объем производства (продаж) продукции, который должен обеспечить предприятию получение прибыли. На практике целесообразно проводить как ретроспективный, так и перспективный анализ безубыточности, позволяющий обосновать план выпуска и реализации продукции. Перспективный анализ обычно проводится наряду с анализом конъюнктуры рынка и потребности предприятия в материальных и финансовых ресурсах.

Анализ безубыточности включает:

1. Оценку безубыточного объема в динамике (или по сравнению с планом);

2.Анализ зоны « безопасности» предприятия в динамике;

3. Количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем;

4. Расчет планового объема производства и продаж для заданной суммы ожидаемой прибыли.

Расчет безубыточного объема производства (продаж) основан на уравнении равенства выручки от продажи и сумм постоянных и переменных расходов:

 

Q*p = H + V*Q , (12)

 

где p - цена единицы продукции (продаж);

Q - количество единиц произведенной (проданной) продукции;

H - постоянные расходы в расходах на единицу продукции;

V - переменные расходы в расходах на единицу продукции.

Разделение расходов на переменные и постоянные позволяет определить величину маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продаж и переменными расходами, или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:

 

МД = N – V = H + Pп, (13.)

 

где МД - маржинальный доход;

N - выручка ;

Рп - прибыль от продаж;

H - постоянные расходы;

V- переменные расходы.

Из этого следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные расходы за счет дохода от продажи определенного объема продукции (товаров), а выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В практике анализа используется относительный показатель маржинального дохода – уровень в процентах к выручке:

 

(14)

 

Снижение этого показателя может быть вызвано опережающим темпом роста переменных затрат по сравнению с выручкой, либо снижением цены реализации продукции (товаров).

Для определения безубыточного объема можно использовать графический и аналитический способы.

Графически точку безубыточности (Qmin) можно представить на рисунке 3.4.

Рисунок 2. -Графическое определение точки безубыточности

 

По данным графика видно, что безубыточный объем выпуска продукции достигается при равенстве общей суммы расходов и выручки от продажи, или при равенстве маржинального дохода и переменных расходов.

Безубыточный объем аналитически можно рассчитать несколькими способами.

1. В натуральном выражении минимальный объем выпуска (продажи) продукции:

 

(15)

2. Критический объем продаж можно рассчитать с помощью величины маржинального дохода в денежном выражении:

 

(16)

Как видно из этой формулы, рост постоянных расходов при одновременном снижении уровня маржинального дохода ведут к росту безубыточного объема, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Увеличение безубыточного объема повышает уязвимость предприятия со стороны возможного снижения объема производства или продаж. Количественно эта уязвимость может быть определена с помощью показателя зоны безопасности (запаса финансовой прочности в процентах) как разность между выручкой от продажи и безубыточным объемом:

 

или (17)

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение объема продаж, прежде чем окажется в условиях безубыточного объема. Падение этого показателя отрицательно характеризует деятельность предприятия.

Расчет безубыточного объема товарооборота в торговле имеет некоторые особенности. Это связано с особенностями формирования валового дохода в торговле (он определяется как сумма торговых надбавок за минусом налога на добавленную стоимость). Кроме того, в аналитической практике торговых предприятий используются относительные показатели (уровни) валового дохода, переменных расходов и маржинального дохода в процентах к объему товарооборота.

Критический объем товарооборота определяется по формуле:

 

, (18)

 

где УВД - уровень валового дохода, %;

УV - уровень переменных расходов, %.

Проведем анализ безубыточного объе­ма продаж и зоны безопасности предприятия, используя аналитический способ (таблица 3).

 

Таблица 3Анализ безубыточности предприятия

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение В % к прошлому году
1. Товарооборот, тыс. руб. +11759 141,7
2. Валовой доход: сумма, тыс. руб. уровень, %   30,885   28,509   +2683 -2,296   130,8 -
3. Коммерческие расходы, тыс. руб., в том числе: +3209 135,7
а) постоянные, тыс. руб. +1656 141,8
б) переменные: -сумма, тыс. руб. -уровень, % 17,892 16,512 +1553 1,38 130,8 -
4. Маржинальный доход, тыс. руб. +1130 130,8
5. Уровень маржинального дохода, % 12,993 11,997 -0,996 -
6. Безубыточный оборот, тыс. руб. +16334 153,6
7. Зона безопасности, тыс. руб. -2309 -6884 -4575 -298,1
8. Запас финансовой прочности, % -8,2 -17,2 -9,0 -

В отчетном году наблюдается относительное снижение маржинального дохода. Рост постоянных расходов и одновременное сокращение уровня маржинального дохода привели к увеличению безубыточного оборота на 16334 тыс. руб., что является негативным моментом деятельности предприятия. Анализ безубыточности подтверждает факт, что в течение уже двух лет предприятие имеет убыток от основной деятельности, т.к. получены отрицательные зона безопасности и запас финансовой прочности. В отчетном году ситуация еще более ухудшилась – зона безопасности сократилась почти в 3 раза.

Для наглядности результатов анализа безубыточности можно построить круговые диаграммы безубыточного оборота по данным таблицы 4 (тыс. руб).

прошлый год отчетный год

Рис. 3-Диаграммы безубыточного оборота

 

Выясним причины, которые способствовали возникновению такой ситуации. Для этого используем факторный анализ. Расчет влияния факторов на безубыточный объем проведем способом цепных подстановок.

1. 3960 / (30,885 – 17,892)*100 = 30478

2. 5616 / (30,885 – 17, 892)*100 = 43223

3. 5616 / (28,509 – 17,892) *100 = 52896

4. 5616 / (28,509 – 16,512)*100 = 46812

В результате роста постоянных расходов безубыточный оборот увеличился на 12745 тыс. руб. (43223-30478).

За счет снижения уровня валового дохода безубыточный оборот возрос на 9673 тыс. руб. (52896-43223).

Относительная экономия переменных расходов способствовала сокращению безубыточного оборота на 6084 тыс. руб. (46812-52896).

Общее изменение безубыточного оборота: 12745+9673 – 6084= 16334 тыс. руб.

Как видим, предприятие находится в состоянии убыточного оборота в результате роста постоянных расходов и относительного снижения валового дохода. Таким образом, товарооборот в отчетном году надо было увеличить более чем на 17,2,% чтобы предприятие смогло получить прибыль от основной деятельности.