Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов
Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.
Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).
Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.
Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые,* стреловые кабельного типа и др.), по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.), по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.
Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.
Нормативные документы содержат следующие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования:
♦ обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т.п.);
♦ обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых выключателей механизмов передвижения, ловителей, тормозов, аварийных выключателей, ограничителей скорости и др.);
♦ регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;
♦ получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применением сварки.
Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены.
Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов заключаются в следующем.
Руководители предприятий, занимающихся эксплуатацией грузоподъемных машин, обязаны обеспечить лично или организовать содержание машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары в исправном состоянии и безопасную их работу в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по кранам). Для этого они назначают ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами из числа работников, имеющих соответствующую квалификацию. Кроме того, на предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных машин, руководитель приказом назначает инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары (лицо по надзору) после проверки у него знаний Правил.
При отсутствии лица по надзору его обязанности выполняет руководитель предприятия в полном объеме требований Правил.
Подготовка крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков производится по разрешению органа технадзора в профессионально-технических училищах или учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, создаваемых на предприятиях, располагающих необходимой базой для теоретического и практического обучения.
Не регистрируются в органах технадзора следующие грузоподъемные машины:
♦ краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;
♦ краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
♦ краны стрелового типа грузоподъемностью до 1т включительно;
♦ краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;
♦ переставные краны для монтажа мачт, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
♦ краны, установленные на экскаваторах и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
♦ электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.
Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:
♦ краны всех типов, кроме вышеперечисленных;
♦ краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, иди электромагнитом;
♦ грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах технадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:
♦ перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистрированной грузоподъемной машины;
♦ после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте (кроме стреловых самоходных кранов);
♦ после реконструкции грузоподъемной машины;
♦ после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;
♦ после установки портального крана на новом месте работы.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается лицом по надзору на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются правила по кранам, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
♦ частичному не реже одного раза в 12 мес;
♦ полному не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых машин.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится после:
♦ монтажа машины на новом месте;
♦ ее реконструкции;
♦ ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;
♦ установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
♦ капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
♦ замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);
♦ замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
♦ установки портального крана на новом месте работы.
Техническое освидетельствование позволяет установить, что:
♦ грузоподъемная машина и ее установка соответствуй ют требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;
♦ грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;
♦ организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил по кранам.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.
При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности, тормоза-, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.
Кроме того, проверяются: состояние металлоконструкций машины и ее сварных (клепаных) соединений; состояние крюка и его нарезной части, фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема; состояние изоляции и защиты ее от механических повреждений, проводов и заземления электрического крана с измерением их сопротивления; соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа; состояние кранового пути; состояние канатов и их крепления и т.д.
Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, с целью проверки ее прочности.
Например, статическое испытание мостового крана и передвижного консольного проводится следующим образом. Кран устанавливается над опорами крановых путей, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу. Груз захватывается крюком и поднимается на высоту 100 - 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана.
Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформации и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамическое испытание грузоподъемной машины. проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.
При динамическом испытании проводятся многократные подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.
Браковка элементов грузоподъемных машин проводится по нормам, приведенным в табл. 3.12.
Браковка съемных грузозахватных приспособлений, производится в соответствии с нормативной документацией, а при её отсутствии - по нормам, приведенным в Правилах. В частности, канатный строп двойной свивки выбраковывается, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает значения, приведенные в табл. 3.13 (d - диаметр каната, мм).
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.
Оценку безопасности использования канатов производят по следующим критериям:
♦ характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
♦ разрыв пряди;
♦ поверхностный и внутренний износ;
♦ поверхностная и внутренняя коррозия;
♦ местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
♦ уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
♦ деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
♦ повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Производство работ грузоподъемными машинами может осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузоподъёмных машин и имеющими лицензию органа технадзора на их эксплуатацию.
При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее движения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.