Рынок продукции деревопереработки

Отбор целевых рынков.

Анализ рыночных возможностей

Управление маркетинговой деятельностью

(стратегический маркетинг)

Процесс управления состоит из: анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.

Применяют систематически или время от времени неформальные методы сбора информации (слежение за переменами на рынке посредством изучения прайс-листов, газет, прочей литературы, материалов выставок, изучение товаров конкурентов) и формальные приемы, одним из которых является использование рассмотренной выше матрицы Ансоффа. Соответственно выбирается направление маркетинговых усилий, на котором предприятие может добиться конкурентного преимущества. Маркетинговые возможности должны точно соответствовать целям деятельности (например, получение прибыли, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание рыночной ниши) и ресурсам предприятия (капитал, необходимые производственные или маркетинговые “ноу-хау”- собственные или заемные). Если возможность, открывающаяся на рынке, совместима с целями и ресурсами предприятия, можно приступать к следующему этапу.

Для оценки состояния товарных рынков и отбора целевых рынков в целях прогнозирования объема продаж последовательно проводится работа по определению:

А. Замеры емкости рынка и доли на нем производителя.

Особенности рынка продукции деревопереработки:

-основные виды продукции деревопереработки широко заменяют друг друга, Например, фанера и плита, бумага и картон. Это создает определенную конкуренцию между материалами;

-лесные материалы взаимозаменяемы с материалами недревесного происхождения. Например, отделка бумажная конкурирует с лаками, красками и т.д. Эта конкуренция во многом зависит от транспортных расходов, наличия региональных поставщиков;

-рынок продукции деревопереработки особенно зависит от транспорта.

-российский рынок продукции деревопереработки во многом зависит от импорта.

По продукции производственного назначения, например, целлюлозы, бумаги, объем рынка определяют:

ВРЫНКА =∑ ПО + ВВ – ВВЫВ ,

где в слагаемые включены объем производства производителями, расположенными в географических границах рынка, объем ввоза и объем вывоза за пределы рынка. Тщательный расчет включает остатки на начало и конец учитываемого периода на складах производителей. Необходимо помнить, что не весь объем производимой в отрасли продукции образует рынок. Значительная часть из них перерабатывается непосредственно на предприятиях-изготовителях, т.е. не реализуется в свободной продаже.

Соотношение внутризаводской переработки и поступлений на рынок

Виды продукции Ориентировочный % от производства
Не образуют рынок Образуют рынок
ДСтП
ДВП
Целлюлоза по ликвиду
Бумага
Картон

 

По продукции, реализуемой в розничной или оптовой сети, общий объем реализации товара определяется как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами: ВРЫНКА = SВi ,

где Вi – объем реализации конкретным поставщиком. Более точные расчеты вводят в анализ цифры об остатках продукции на складах торговых организаций, государственные запасы за тот же период (в основном стратегические запасы продовольствия). По такой методике определяется емкость рынка плит, обоев, бумажно-беловых товаров.

Для стратегического прогнозирования продаж новых и расширяемых предприятий оценивается не только емкость рынка, но и спрос на продукцию деревопереработки.

Спросна продукцию деревопереработки проявляется в сфере потребления либо населения (частное жилищное строительство, ремонт и т.д.) либо промышленности, т.е. спрос делится на личный и производственный. Фактическое потребление продукции деревопереработки населением характеризуют следующие данные.

Фактическое потребление продукции деревопереработки на 1000 чел. населения

в 2003 г.г. («НИПИЭИлеспром»)

Страна Плиты, м3 Бумага и картон, т
США 127,4
Финляндия 79,1
Германия
Россия 30,4 41 (2005)

При стратегическом планировании объемов реализации на предприятии необходимо помнить, что потребность рассчитывается не по фактическому потреблению, а по физическим и социальным нормативам. Нормативы отражают жизненный уровень страны в определенный период времени.

Например. Расчетная годовая потребность рынка региона в шлифованных ДСтП марки П-А больших размеров составляет 192.000 м3 . Расчет выполнен исходя из численности населения региона 3 млн 200 тыс. чел. и нормативного уровня потребления плит на 1000 чел. (предположим, 60 куб.м.)

Уже имеющиеся в регионе мощности по производству указанной продукции не превышают 100.000 м3, а с учетом ввоза аналогичной продукции из центральных регионов РФ – 130.000 м3.

Сопоставляя потребности с имеющимися производственными мощностями по выпуску конкретных ДСтП, можно судить о наличии незаполненной рыночной ниши в регионе в размере 62.000 м3. (192-(100+30).

Исходя из дефицита данной продукции в настоящее время, перспектив будущего увеличения продаж при расширении использования плит в строительстве и мебельном производстве, а также учитывая возможности обеспечения производства местным сырьем, может быть рекомендован объем товарной продукции создаваемого предприятия порядка 80 тыс. м3 . 62 + (62*0,03% ежегодного роста *10 лет нормативного срока службы оборудования).