Периодизация истории стран Азии и Африки

Предмет новой и новейшей истории Востока

Тема №1

ПЛАН:

1. Предмет истории Востока

2. Периодизация истории стран Азии и Африки

 

1. Предмет истории Востока:

Под термином «ВОСТОК» имеются в виду страны Азии и Африки. В науке также существовал термин «НЕЗАПАД», но он не прижился. В 1952 социологи ввели термин «СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА», который после периода холодной войны используется совместно с термином «РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ».

Для изучения истории Востока наиболее распространенными являются Формационный и Цивилизационный подходы.

Новая история рассматривается в рамках феодализма, новейшая – в рамках капитализма.

Жесткая марксистская схема ОЭФ (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм), созданная в основном на материалах европейской истории, не вмещала в себя экономические и политические реалии Востока. Первым, кто это понял, был сам Маркс, дополнивший свою схему особой азиатской формацией или АСП (азиатский способ производства).

Важнейшие черты АСП:

1. Государство – верховный собственник земли, а индивид лишь эпизодически (в особых обстоятельствах становится собственником, оставаясь в корне пользователем надела (временно-условным или наследственным владельцем) и распределителем производственного продукта

2. Крестьяне общинники (не рабы и не крепостные, а лично свободные крестьяне – основная масса податного населения/как основной эксплуатируемый и политически бесправный слой/

3. Надобщинное государство (правительство) деспотического типа, осуществляющее жесткий контроль за частнопредпринимательской деятельностью и монополию на некоторые жизненно важные производства

4. Значительный слой строго иерархического чиновничества

5. Различные религиозно-этические доктрины (религии Востока) в качестве официальной (государственной) идеологии

 

Что конкретно подразумевал Маркс под АСП – неизвестно. Может быть, определенную стадию доклассового общества, может быть разновидность раннеклассовых образований, М/б вариант феодального строя. Гуревич считает, что Маркс прибегает к этому понятию для того, чтобы подчеркнуть глубокое своеобразие общественных структур на Востоке.

Васильев А. использует для определения истории Востока историко-культурный Цивилизационный подход и разделяет историю на условные ступени развития:

· древность

· восточное средневековье: 17-сер.19в.

· колониальный период: сер.19-сер.20вв.

· деколонизация и формирование современных моделей развития: вторая пол. 20 в.

 

Начиная с XVII в. в раннекапиталистической Европе резко возрос интерес к странам Востока. В многочисленных книгах, принадлежав­ших перу миссионеров, путешественников, торговцев, а затем и спе­циалистов-востоковедов, все чаще обращалось внимание на специфику социальной, экономической и политической структуры этих чуждых привычному европейскому стандарту стран уже в XVIII в. мнения о Востоке стали весьма разноречивы: одни подвергали восточ­ные порядки резкой критике (Ш. Л. Монтескье, Д. Дефо), тогда как другие склонны были их воспевать (Вольтер, Ф. Кенэ).

Несколько позже свой весомый вклад в анализ накопленных зна­ний о Востоке стали вносить политэкономы и философы. Знаменитый А. Смит, объяснивший разницу между рентой собственника и налогом государства, обратил внимание на отсутствие на Востоке различий между этими политэкономическими категориями и пришел к выводу, что там сюзерен относится к земле одновременно как собственник и как субъект власти. Свой вклад в анализ восточных обществ внесли на рубеже XVIII—XIX вв. философские труды Гегеля, обратившего внимание на механизм власти и феномен все­общего бесправия, на высшие регулирующее - контролирующие функ­ции государства и всей системы администрации в разных районах Азии, вплоть до Китая. В России научное изучение истории Востока зарождается в начале 18в.

Маркс и Энгельс в середине 19в. вводят термин «Азиатский способ производства», но не дают четкого определения ему.

В советский период отечественное востоковедение претерпело сильное влияние идеологии марксизма – ленинизма с её идее мировой революции.

В мировой науке создано несколько концепций, авторы которых ставят своей целью дать сводно - обобщающий анализ всемирной исто­рии, включая историю Востока. Одна из наиболее ярких среди них — это концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби, смысл которой в том, что едва ли не каждая из вычлененных автором (в разных вариантах) двух-трех десятков цивилизаций, древ­них и современных, не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе. Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. Несовершенство этой концепции не столько в том, что ци­вилизации вычленяются Тойнби чаще всего по религиозному призна­ку, и даже не в том, что они все признаются равными друг другу в своей уникальной для человечества в целом самоценности. Главная слабость этой концепции в том, что в ней смазана динамика всемирно-исторического процесса.

В этом смысле предпочтительнее концепция немецкого социолога М. Вебера, который выявил те причины, которые препятствовали Во­стоку развиваться столь динамично, как то было в Европе. Вебер обосновал теорию факторов различных систем ценностей.

Большинство историков продолжают противопоставлять термины «Запад - Восток».

 

Вопросы для самоконтроля:

· Что включает в себя предмет новой и новейшей истории афро-азиатского региона?

· Назовите особенности периодизации истории Востока разными историческими школами?

· Охарактеризуйте основные различия между тремя периодами изучения истории Востока в России (дореволюционный, советский и современный)?

 

Литература.

1. Васильев Л. С. История Востока. Том 1. М - 1993.-с.13-46, 483-495; Т.2, с.70-78, 182-187, 244-248, 259-278

  1. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфиц А.Н. Новая история стран Азии и Африки. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982.
  2. Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. М - 1987., с.18-36, 113-142.