Вопросы для проверки знаний.

Begin

Begin

Составной оператор, понятия функции и процедуры в языке Паскаль

Составной оператор предназначен для организации совместного выполнения линейно расположенной последовательности операторов. Для этого данная последовательность операторов заключается между служебными словами begin (в начале) и end(в конце), которые играют роль операторных скобок. Язык Паскаль не накладывает никаких ограничений на характер операторов, входящих в составной оператор. Среди них могут быть и другие составные операторы – допускается произвольная глубина их вложенности. В частности, раздел операторов программы есть один составной оператор.

Служебное слово end является закрывающей операторной скобкой, оно одновременно указывает и конец предыдущего оператора, поэтому ставить перед ним символ «;» не обязательно. Наличие точки с запятой перед end означает, что между последним оператором и операторной скобкой end располагается пустой оператор. Пустой оператор не содержит никаких действий.

Пример применения операторных скобок:

begin x:=1

end;

x:=x+1

end;

x:=x+2

end;

В языке Паскаль, как и в большинстве языков программирования, предусмотрены средства, позволяющие оформлять вспомогательный алгоритм в виде отдельного модуля (подпрограммы), что, в частности позволяет практически реализовать модульный принцип структурного программирования.

В языке Паскаль имеется два вида подпрограмм - процедуры (procedure) и функции(function). Данные подпрограммы могут быть как стандартными (встроенными в язык Паскаль либо входящими в его библиотеки), так и определяться самим пользователем. Описания пользовательских процедур и функций, выполненные по правилам языка Паскаль, помещают в последний подраздел раздела описаний внешней программы, в которой они используются.

Для обмена информацией между процедурами и функциями и другими блоками программы существует механизм входных и выходных параметров. Входными параметрами называют величины, передающиеся из вызывающего блока в подпрограмму (исходные данные для подпрограммы), а выходными - передающиеся из подпрограммы в вызывающий блок (результаты работы подпрограммы). Одна и та же подпрограмма может вызываться неоднократно, выполняя одни и те же действия с разными наборами входных данных.

Параметры, использующиеся при записи текста (тела) подпрограммы в разделе описаний, называют формальными, а те, что используются при ее вызове - фактическими.

Процедуры обычно используются в случаях, когда в подпрограмме необходимо получить несколько результатов, функции – при получении одной результирующей величины. Однако в Паскале существует возможность использования подпрограмм (как процедур, так и функций), не содержащих параметров.

1. Для чего используется составной оператор ?

2. Укажите структуру составного оператора в языке Паскаль.

3. Почему использование символа «;» перед закрывающей операторной скобкой составного оператора (служебным словом end) не влияет на выполнение программы ?

4. Назовите два вида подпрограмм в языке Паскаль.

5. В какое место программы помещают тела используемых в ней процедур и функций ?

6. Какие параметры называют входными, а какие - выходными?

7. Какие параметры называют формальными, а какие фактическими?

8. Возможно ли в языке Паскаль использование подпрограмм, не имеющих параметров ?

4.2. Понятие интерфейса пользователя.
Средства создания текстового пользовательского интерфейса в Паскале

Функционирование всех вычислительных устройств обусловлено взаимодействием их аппаратных устройств (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare). В системе "ПК-пользователь" к данным двум составляющим добавляется также третья сторона - человек. В широком смысле слова под интерфейсомназывают совокупность технических, программных и методических (правил, соглашений и др.) средств сопряжения, задающих в сумме способ (стандарт) взаимодействия между объектами в вычислительной системе.

Поскольку в качестве объектов такого взаимодействия выступают а) физические устройства вычислительной системы, б) программное обеспечение и в) пользователи, то различают следующие основные типы интерфейсов: