Экскурсии.

Программой предусматривается проведение нескольких экскурсий в природу и в школьные мастерские. Эти экскурсии, как правило, проводятся в начале изучения темы, служат для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала.

Экскурсии в природу проводятся с целью накопления знаний учащихся о природе и сбора материала для изготовления поделок.

Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о той или иной профессии, получаемой учащимися старших классов в этой школе.

Успешность проведения экскурсий во многом зависит от правильной их организации. В первую очередь учитель сам должен посетить место проведения экскурсии. В парке или лесу он должен посмотреть. Какие птицы и насекомые встречаются там, какие растут травянистые растения, деревья и кустарники, какие плоды можно собрать. Это предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для учащихся.

Перед посещением мастерской учащимися учитель тоже должен там предварительно побывать, побеседовать с преподавателями труда о том, что он хочет показать ученикам, какие сведения им сообщить.

Каждую экскурсию следует предварять беседой с учащимися о ее теме и целях. Так, в первом классе перед посещением парка учитель знакомит детей с некоторыми поделками из природного материала, помогает им узнать. кого изображают фигурки, определить материал, из которого они сделаны. Затем он рассказывает учащимся, что следует собирать в парке и для каких целей. Помимо этого, перед экскурсией необходимо давать инструкцию о правилах сбора природного материала. Эта инструкция неоднократно повторяется и в ходе экскурсии непосредственно перед сбором того или иного материала, так как первоклассники не могут удержать в памяти задание и часто действуют неадекватно ему.

Также важно подготовить необходимый инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и т.д.) и распределить его между ответственными, назначенными перед экскурсией.

Каждую экскурсию следует проводить точно по составленному плану. Нужно с самого начала заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель поэтому сам должен быть активен, рассказывать эмоционально и доступно.

В зависимости от времени и места проведения экскурсии объем заданий, их количество и последовательность могут быть различными. В первом классе целесообразно поручать всем ученикам сбор одного растения м его плодов, а во втором – и далее сбор материалов следует распределять между группами детей.

Рассматривание окружающей природы и выполнение заданий должны чередоваться с отдыхом и играми.

По окончании сбора материалов необходимо провести их сортировку, привлекая учащихся к обсуждению годности того или иного материала.

Завершается экскурсия приходом в школу, где проводится короткая заключительная беседа, убираются инвентарь и материалы.