Организация уроков ручного труда и методика их проведения

Программой определены две формы организации занятий по ручному труду: урок и экскурсия. Урок – основная форма занятий. Как правило, в начальных классах используются уроки комбинированного типа, на которых в том или ином порядке сочетается повторение пройденного, приобретение и закрепление новых знаний и умений. Большая часть времени урока ручного труда отводится практической работе, изготовлению общественно полезных изделий.

Учебный материал в программе по ручному труду расположен в определенной системе, предполагающей постепенное повышение самостоятельности учащихся. В зависимости от конкретных задач урока учитель должен отводить разное количество времени на сообщение новых познавательных сведений или их повторение, на упражнения, на самостоятельную практическую работу.

Каждый урок, на котором планируется выполнение конкретных изделий, имеет определенную структуру. Возможными вариантами схемы урока труда можно считать следующие.

А. 1.Организация детского коллектива.

2.Организация рабочего места.

3. Сообщение темы урока.

4.Сообщение познавательных сведений.

5.Ориентировка в задании.

6.Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с

показом приемов работы.

7.Оценка качества выполненного изделия.

8.Подведение итогов.

Б.

1. Организация детского коллектива.

2. Повторение познавательных сведений.

3. Сообщение темы урока.

4. Организация рабочего места.

5. Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы.

6. Ориентировка в задании.

7. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

8. Отчет о проделанной работе.

9. Оценка качества выполненного изделия.

10. Подведение итогов.

В.

1. Организация детского коллектива.

2. Сообщение темы урока.

3. Организация рабочего места.

4. Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа.

5. Ориентировка в задании.

6. Предварительное пооперационное планирование выполнения изделия.

7. Изготовление изделия по намеченному плану.

8. Отчет о проделанной работе.

9. Оценка качества изделия.

10. Подведение итогов.

Предложенные схемы не являются единственно возможными. Отдельные этапы уроков могут заменяться, переставляться. Однако учителю следует помнить, что все они должны быть взаимосвязаны и направлены на выполнение учебных задач. Систему вопросов. Упражнений, подбор наглядных пособий следует также подчинить задачам данного урока.