РУЧНОЙ ТРУД

Трудовое обучение учащихся с нарушением интеллекта является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в школе VIII вида. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально- трудовому обучению.

Общими задачами трудового обучения являются:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в кабинет ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Специальной задачей трудового обучения является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа должна выражаться в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения; отчитываться о проделанной работе); контролировать свою работу определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираться на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола, верстака) и в окружающем пространстве.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся. Оно должно происходить организованно, при постоянном внимании учителя к высказываниям учащихся (полноте и последовательности изложения, грамматическому строю, обогащению словаря)

Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая и физическая ослабленность детей с нарушением интеллекта.

Исправление недостатков, свойственных детям с нарушением интеллекта, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному должен проходить главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности этих детей, различие степени их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода.

Это требование нашло некоторое отражение в содержании программы по ручному труду. Имеются в виду различные уровни сложности трудовых заданий при выполнении программных изделий. Вместе с тем в ходе обучения труду младших школьников обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика. Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта является причиной того, что на первых порах обучения учении нуждаются в значительной помощи учителя и еще не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Организация трудового обучения в младших классах школы VIII вида представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки детей с нарушением интеллекта. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

В практике работы сложилось мнение, что основное содержание этой подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний. Однако было бы неверным сводить всю систему работы по труду в младших классах к решению только этих задач.

Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане.

Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. На уроках ручного труда имеются возможности для поддержания интереса к труду в течение всех этих лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к детским поделкам.

Учащиеся с интеллектуальным нарушением ограничены в свободном выборе профессий, поэтому требуется значительная работа по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего года обучения можно усилить работу по привитию интереса именно к тем профессиям, обучение по которым организовано в школе, в доступной и элементарной форме раскрывая их важность и привлекательность.

На уроках труда в младших классах учителю следует выявлять возможности каждого ученика к обучению той или иной профессии и соответствующим образом ориентировать его. Содержание программы по ручному труду дает возможность сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей детей с нарушением интеллекта, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающей жизни. Особое значение приобретает в этом плане осуществление межпредметных связей. Именно в младшем школьном возрасте необходимо систематически приучать детей применять и использовать на уроках труда общеобразовательные знания. В свою очередь трудовая конкретно-предметная деятельность способствует более прочному их усвоению.

При обучении труду младших школьников необходимо также систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь учащимся понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры и т.д. Содержание трудового обучения и те виды изделий, которые в нем предложены. Создают условия для формирования эстетических понятий. Учителю необходимо в каждом конкретном случае определить, на чем именно заострить внимание учащихся.

Необходимость выполнять те или иные трудовые приемы создает на которые предпосылки для физического развития детей. Однако эта работа должна быть целенаправленной и осуществляться систематически. Поэтому, организуя каждое занятие, учителю следует заранее установить, в каком темпе и ритме она должна идти, какие предварительные упражнения выполнить. Особое внимание нужно обратить на правильность выполнения рабочих приемов, правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не приходилось переучивать учащихся. Важно стремиться отработать четкость и ловкость рабочих движений. Физическую нагрузку нужно постепенно увеличивать, особенно на последнем году обучения.

Вся коррекционная работа на уроках должна носить целенаправленный характер и способствовать развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий.