Умственная и физическая работоспособность

По определению М. В. Антроповой, работоспособность — способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. C физиологической точки зрения, работоспособность — это потенциальная способность на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.

В соответствии с двумя основными типами работ различают умственную и физическую работоспособность.

Физическая работоспособность определяется способностью человека противостоять статическим и динамическим физическим нагрузкам и напрямую зависти от уровня общей и специальной подготовленности человека.

Умственная работоспособность проявляется в способности человека воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и действовать. Параметрами умственной работоспособности являются память, внимание, скорость передачи информации и другие. Многочисленные исследования показали, что устойчивость и адекватность этих показателей во многом зависти от уровня физической тренированности организма [Москва, 68]..

Работы, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, относятся к группе профессий, требующих большого напряжения центральной нервной системы. Как правило, они характеризуются небольшими физическими затратами и малоподвижностью.

Вынужденное ограничение двигательной активности при длительной умственной деятельности сокращает поток импульсов к двигательным центрам коры головного мозга, что снижает возбудимость нервных центров и, следовательно, умственную работоспособность. Импульсы, посылаемые из рецепторов мышц и сухожилий — это своеобразные раздражители, стимулирующие деятельность мозга. Следовательно, важно и хорошее состояние мускулатуры, которая помогает нервной системе справляться с интеллектуальными перегрузками. «Всю мою жизнь, — писал И.П.Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками».

При длительных занятиях умственным трудом в организме человека могут возникать функциональные изменения, которые не развиваются при достаточной физической активности. Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, т. к. граничит с заболеванием и имеет более длительный период восстановления. Восстановление после напряженного умственного труда требует в 3—4 раза больше времени, чем после тяжелого физического труда. Умственное утомление является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.

Умственное утомление характеризуется снижение эффективности интеллектуального труда, ослабление внимания, замедлением мышления. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижение силы, скорости, точности, согласованности, и ритмичности движений и т. д.

Работоспособность имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. По типу изменений работоспособности выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями.

К усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. Усиливающийся тип работоспособности характеризуется постепенно возрастающими количественными и качественными показателями работоспособности — от начала к концу задания.

Ровному типу также свойственны высокие количественные и качественные показателями выполнения работы при небольшом их колебании в отдельные промежутки времени.

К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой. Неровный тип обладает резкими колебаниями интенсивности работы и ее качества с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания.

Для ослабевающего типа характерно постоянное снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок по мере выполнения работы.

По данным Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Установлено, что в 18—20 лет у человека самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40—на 13%, к 50—на 20%, а в возрасте 60 лет—на 25%.

Умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов, если соответствующим образом применять физические упражнения.