Копировальная

Калька

Что можно делать с калькой?Резать, наклеивать, снимать копию, то ест с ее помощью делать разметку на просвет.

Конечно, кальку можно и сложить, и согнуть, и даже скрутить, только изделия из нее этого не требуют, поэтому мы эти операции и не рассматриваем.

Отчего она делается некрасивой?Сминается: из-за высокой жесткости мятая калька совершенно не подлежит восстановлению. Размокает, в отличие от других видов бумаги при высыхании калька покрывается пузырями, которые не только коробят поверхность, но и делают ее непрозрачной.

Из самой кальки не делают никаких изделий, она применяется только ка: средство для копирования, хотя в творческих работах мы вполне можем сделать из нее, например, крылья Змея Горыныча (они прекрасно будут дер жать форму)... А еще что?

Какая она?Прозрачная и жесткая — это дает возможность снимать с е помощью копии.

А еще она тонкая, гладкая, плотная, матовая или блестящая — калька для карандашных и тушевых копий.

Зачем нужна копировальная бумага?Снимать копии, то есть применительно к урокам труда делать разметку, снимать копии рисунков на ткань фанеру.

Отчего она портится?При сминании и истирании у копировальной бумаги снашивается красящий слой, специальная мастика, нанесенная на поверхность, как клей на гуммированную или цветная крошка на бархатную бумагу

Из самой копировальной бумаги не делают ничего, но без нее на мягком материале (например, ткани) копии не получить, а при необходимости сделать сразу несколько одинаковых копий на бумаге, при перепечатке на пишущей машинке, этот вид бумаги незаменим.

Какая она?Непрозрачная, тонкая и мягкая.

А еще она цветная, не обязательно черная или синяя, есть красная, желтая, зеленая, гладкая, блестящая с красящей стороны.

Если рассмотреть теперь все десять заполненных карточек, окажется, что мы положили начало коллекции видов бумаги. Только сделали это правиль­но — не просто собирали нарядные бумажки в конвертик, а всесторонне иссле­довали информацию по каждому виду, понемножку включая ее в те уроки, на которых делали изделия из конкретной бумаги.

Конечно, когда учащиеся заполнят все имеющиеся в этой тетради карточки (а это произойдет достаточно быстро), желательно продолжить составление коллекции, включая в нее все новые виды бумаги. Сначала из числа чаще всего встречающихся на уроке:

газетная, макулатура для подкладывания под заготовку при склеивании;

мелованная, глянцевая бумага для печатания иллюстраций, настенных календарей — используется как вторичное сырье для складных коробочек, нарезается на полоски для плетеных изделий;

миллиметровая, на ней очень удобно делать простейшие выкройки для изде­лий из ткани;

обложечная, вторичное сырье от старых тетрадей, используется при изго­товлении тетрадей-малышек;

папиросная, из нее получаются великолепные новогодние гирлянды;

обойная, обрезки рулонов используются для изготовления сувенирных упа­ковок — ими оклеивают старые, подходящего размера коробочки;

фильтровальная, она понадобится при проведении опытов и при подготовке красящих растворов для набрызга.

Затем коллекцию можно пополнять образцами, имеющими очень интерес­ные свойства: фотобумага, наждачная, металлизированная, ламинированная, документная, светомаскировочная.

Кроме названных разновидностей дети встречают в окружающей жизни мно­жество примеров использования бумаги: разнообразная упаковочная, афишная, книжно-журнальная, бумажный ледерин, картографическая, нотная, ватман и полуватман, настольная, рисовальная и промокательная, шагреневая.

Учитель, поощряя инициативу детей по пополнению коллекции, должен неукоснительно следить за тем, чтобы каждый новый образец нес полную информационную нагрузку. Для него необходимо сделать двустворчатую кар­точку, как в тетради. Поэкспериментируем с кусочком: сложим, согнем, проко­лем, разрежем, склеим, скрутим, окрасим, разметим, сошьем, растянем, изогнем. Выясним, какая из операций получается на хорошем уровне качества, и впишем их названия на нужную страничку (а может, и нарисуем). Так же поступим со всеми остальными страницами. Затруднение может вызвать опре­деление свойств нового образца. Это часто происходит потому, что дети недоста­точно отчетливо понимают разницу между такими свойствами, как плотность,

прочность, толщина. Узкую полоску называют «тоненькая», толстую называ­ют плотной, хотя она может быть рыхлая. Понимание придет постепенно, особенно если при изучении свойств учитель всегда будет пользоваться антони­мическим рядом. Например, многие свойства бумаги мы видим, даже не прика­саясь к ней, — окрашенная она или нет, прозрачная или непрозрачная, блестя­щая (глянец) или матовая.

Теперь погладим ее и почувствуем: гладкая она или шероховатая?

Возьмем в руки два разных кусочка бумаги, ощупаем их и поймем: одна тол­стая, другая тонкая; одна плотная, другая рыхлая.

Некоторые свойства так просто не определишь, нужно поработать с бумаж­кой подольше: одна легко разорвется, другая нет — у них разная прочность. На одной вода стоит лужицей, на другой сразу расползается кляксой — это называется влагопроницаемость, говорят, что бумага хорошо или слабо прокле­ена. Одну бумажку согнешь в кольцо и отпустишь — она опять стала полосоч­кой, говорят — упругая. Другую изогнут на фальцовке, она превратится в вол­ну и не хочет распрямляться, говорят — пластичная.

Всю эту обширную информацию невозможно просто выучить, ее можно осо­знать постепенно, включая в деятельность: разглядывая, обсуждая, вырезая, приклеивая, вписывая названия, подглядывая в свои карточки, когда учитель в конце урока задает вопрос: «С каким видом бумаги работали, почему именно его использовали, какие именно свойства были особенно важны?» И главное, ученик поймет, что любое свойство задается заранее материалу при его изго­товлении, потому что мы знаем, зачем его сделали, для какого изделия он по­надобится. Если нужны упаковки для молока, бумагу сделают влагонепрони­цаемой, чтобы пакеты не размокли. Очень прочную, потому что их много раз перегружают, дома их часто вынимают и ставят в холодильник. Толстую и же­сткую, так как хорошо сохраняет форму, с одной стороны цветную, ведь из красивого пакета молоко кажется вкуснее.

Используя тетради-полуфабрикаты, мы обеспечили усвоение теоретической информации в материалах (на примере бумаги), составили план практических действий из карточек-операций.

Теперь ребенок переходит к моторной деятельности (работе руками). Давайте вспомним, как иногда бывает на уроке: все обсудили, план составили, рабочее место подготовили, а ребенок сидит тихо, с поднятой рукой. На вопрос «Что слу­чилось?» — он отвечает: «А что надо делать?» То есть между пониманием всего материала и первым практическим шагом у многих лежит пропасть неуверенно­сти в себе. Учитель должен помочь ее преодолеть каждому нуждающемуся, со­образуясь со здравым смыслом и индивидуальными особенностями ребенка. Од­ного можно погладить по голове, показать на первую карточку в плане: «Ну-ка, это у нас первая операция? Ты, как всегда, все правильно делаешь, вот с нее и начнем, давай...» Вариантов поведения учителя в этой ситуации столько, сколь­ко детей. Однозначно можно сказать только, как нельзя делать — нельзя раздра­жаться и бурно выражать свое недовольство. Наш подопечный маленький, ува­жать и любить его надо не в глубине души, а, в определенной степени, демонст­ративно. Если ребенок счастлив, он учится с наслаждением.