Копировальная
Калька
Что можно делать с калькой?Резать, наклеивать, снимать копию, то ест с ее помощью делать разметку на просвет.
Конечно, кальку можно и сложить, и согнуть, и даже скрутить, только изделия из нее этого не требуют, поэтому мы эти операции и не рассматриваем.
Отчего она делается некрасивой?Сминается: из-за высокой жесткости мятая калька совершенно не подлежит восстановлению. Размокает, в отличие от других видов бумаги при высыхании калька покрывается пузырями, которые не только коробят поверхность, но и делают ее непрозрачной.
Из самой кальки не делают никаких изделий, она применяется только ка: средство для копирования, хотя в творческих работах мы вполне можем сделать из нее, например, крылья Змея Горыныча (они прекрасно будут дер жать форму)... А еще что?
Какая она?Прозрачная и жесткая — это дает возможность снимать с е помощью копии.
А еще она тонкая, гладкая, плотная, матовая или блестящая — калька для карандашных и тушевых копий.
Зачем нужна копировальная бумага?Снимать копии, то есть применительно к урокам труда делать разметку, снимать копии рисунков на ткань фанеру.
Отчего она портится?При сминании и истирании у копировальной бумаги снашивается красящий слой, специальная мастика, нанесенная на поверхность, как клей на гуммированную или цветная крошка на бархатную бумагу
Из самой копировальной бумаги не делают ничего, но без нее на мягком материале (например, ткани) копии не получить, а при необходимости сделать сразу несколько одинаковых копий на бумаге, при перепечатке на пишущей машинке, этот вид бумаги незаменим.
Какая она?Непрозрачная, тонкая и мягкая.
А еще она цветная, не обязательно черная или синяя, есть красная, желтая, зеленая, гладкая, блестящая с красящей стороны.
Если рассмотреть теперь все десять заполненных карточек, окажется, что мы положили начало коллекции видов бумаги. Только сделали это правильно — не просто собирали нарядные бумажки в конвертик, а всесторонне исследовали информацию по каждому виду, понемножку включая ее в те уроки, на которых делали изделия из конкретной бумаги.
Конечно, когда учащиеся заполнят все имеющиеся в этой тетради карточки (а это произойдет достаточно быстро), желательно продолжить составление коллекции, включая в нее все новые виды бумаги. Сначала из числа чаще всего встречающихся на уроке:
газетная, макулатура для подкладывания под заготовку при склеивании;
мелованная, глянцевая бумага для печатания иллюстраций, настенных календарей — используется как вторичное сырье для складных коробочек, нарезается на полоски для плетеных изделий;
миллиметровая, на ней очень удобно делать простейшие выкройки для изделий из ткани;
обложечная, вторичное сырье от старых тетрадей, используется при изготовлении тетрадей-малышек;
папиросная, из нее получаются великолепные новогодние гирлянды;
обойная, обрезки рулонов используются для изготовления сувенирных упаковок — ими оклеивают старые, подходящего размера коробочки;
фильтровальная, она понадобится при проведении опытов и при подготовке красящих растворов для набрызга.
Затем коллекцию можно пополнять образцами, имеющими очень интересные свойства: фотобумага, наждачная, металлизированная, ламинированная, документная, светомаскировочная.
Кроме названных разновидностей дети встречают в окружающей жизни множество примеров использования бумаги: разнообразная упаковочная, афишная, книжно-журнальная, бумажный ледерин, картографическая, нотная, ватман и полуватман, настольная, рисовальная и промокательная, шагреневая.
Учитель, поощряя инициативу детей по пополнению коллекции, должен неукоснительно следить за тем, чтобы каждый новый образец нес полную информационную нагрузку. Для него необходимо сделать двустворчатую карточку, как в тетради. Поэкспериментируем с кусочком: сложим, согнем, проколем, разрежем, склеим, скрутим, окрасим, разметим, сошьем, растянем, изогнем. Выясним, какая из операций получается на хорошем уровне качества, и впишем их названия на нужную страничку (а может, и нарисуем). Так же поступим со всеми остальными страницами. Затруднение может вызвать определение свойств нового образца. Это часто происходит потому, что дети недостаточно отчетливо понимают разницу между такими свойствами, как плотность,
прочность, толщина. Узкую полоску называют «тоненькая», толстую называют плотной, хотя она может быть рыхлая. Понимание придет постепенно, особенно если при изучении свойств учитель всегда будет пользоваться антонимическим рядом. Например, многие свойства бумаги мы видим, даже не прикасаясь к ней, — окрашенная она или нет, прозрачная или непрозрачная, блестящая (глянец) или матовая.
Теперь погладим ее и почувствуем: гладкая она или шероховатая?
Возьмем в руки два разных кусочка бумаги, ощупаем их и поймем: одна толстая, другая тонкая; одна плотная, другая рыхлая.
Некоторые свойства так просто не определишь, нужно поработать с бумажкой подольше: одна легко разорвется, другая нет — у них разная прочность. На одной вода стоит лужицей, на другой сразу расползается кляксой — это называется влагопроницаемость, говорят, что бумага хорошо или слабо проклеена. Одну бумажку согнешь в кольцо и отпустишь — она опять стала полосочкой, говорят — упругая. Другую изогнут на фальцовке, она превратится в волну и не хочет распрямляться, говорят — пластичная.
Всю эту обширную информацию невозможно просто выучить, ее можно осознать постепенно, включая в деятельность: разглядывая, обсуждая, вырезая, приклеивая, вписывая названия, подглядывая в свои карточки, когда учитель в конце урока задает вопрос: «С каким видом бумаги работали, почему именно его использовали, какие именно свойства были особенно важны?» И главное, ученик поймет, что любое свойство задается заранее материалу при его изготовлении, потому что мы знаем, зачем его сделали, для какого изделия он понадобится. Если нужны упаковки для молока, бумагу сделают влагонепроницаемой, чтобы пакеты не размокли. Очень прочную, потому что их много раз перегружают, дома их часто вынимают и ставят в холодильник. Толстую и жесткую, так как хорошо сохраняет форму, с одной стороны цветную, ведь из красивого пакета молоко кажется вкуснее.
Используя тетради-полуфабрикаты, мы обеспечили усвоение теоретической информации в материалах (на примере бумаги), составили план практических действий из карточек-операций.
Теперь ребенок переходит к моторной деятельности (работе руками). Давайте вспомним, как иногда бывает на уроке: все обсудили, план составили, рабочее место подготовили, а ребенок сидит тихо, с поднятой рукой. На вопрос «Что случилось?» — он отвечает: «А что надо делать?» То есть между пониманием всего материала и первым практическим шагом у многих лежит пропасть неуверенности в себе. Учитель должен помочь ее преодолеть каждому нуждающемуся, сообразуясь со здравым смыслом и индивидуальными особенностями ребенка. Одного можно погладить по голове, показать на первую карточку в плане: «Ну-ка, это у нас первая операция? Ты, как всегда, все правильно делаешь, вот с нее и начнем, давай...» Вариантов поведения учителя в этой ситуации столько, сколько детей. Однозначно можно сказать только, как нельзя делать — нельзя раздражаться и бурно выражать свое недовольство. Наш подопечный маленький, уважать и любить его надо не в глубине души, а, в определенной степени, демонстративно. Если ребенок счастлив, он учится с наслаждением.