Теоретический материал для составления коллекции бумаги и картона

Работая с любым из перечисленных материалов, ученик должен узнать точное его название, происхождение, несколько его разновидностей, примеры использо­вания их в окружающей жизни, физические и механические свойства и связан­ные с этим технологические возможности обработки данного материала.

Основные из перечисленных выше сведений в общих чертах знакомы детям и не являются поэтому базой для осмысления выбора материала для каждого отдельного изделия.

На первый взгляд учебной информации так много, что возникает вопрос: когда все это изучать? Не превратится ли урок труда в сугубо теоретическую дисциплину из-за элементарной нехватки времени? Ведь «мы это все проходи­ли»: в старых методических пособиях предлагалось на каждом уроке кроме составления плана работы проводить вступительную беседу об используемом материале. На практике такое построение работы отнимало так много времени от сорока пяти минут, что использовали его главным образом только на откры­тых уроках, показывая пример организации умственной деятельности; на всех остальных дети занимались сугубо практической работой, а вся теоретическая деятельность сводилась к составлению плана.

И все же, куда девать беседу о материале, какая она должна быть по объему, чем ее проиллюстрировать? Очевидно, что самую обширную информацию, касаю­щуюся не только конкретного изделия, изготавливаемого на уроке (например, происхождение бумаги — как и из чего ее делают, основные ее механические свой­ства), лучше вынести за пределы урока-практикума, организовав урок-беседу с просмотром старого учебного кинофильма «На деревообрабатывающем комбина­те», с работой по соответствующей коллекции, с проведением опыта. Информа­цию, касающуюся технологических возможностей обработки материала на уроке, области его применения, оставим для обсуждения непосредственно на уроке-прак­тикуме перед самостоятельной работой по изготовлению изделия и в самом его конце, на этапе подведения итогов (актуализация знаний).

Все карточки устроены абсолютно одинаково. Рассмотрим их содержание на примере карточки «альбомная».

На первойстраничке крупно напечатано название бумажки. Первоклассник его не читает, но называет вслух при обсуждении, вслед за учителем. Под назва­нием во всю страничку нарисована рамка, в которую ученик должен будет при­клеить ту бумажку, чье имя написано вверху. Поскольку с бумажкой нужно будет работать (рассматривать, ощупывать, сравнивать фактуру поверхности с двух сторон), ее приклеивают только за верхнюю кромку (в рамке штриховы­ми линиями показано место приклеивания и вписана подсказка: приклей обра­зец за край, а на с. 4 нарисован шаблон, по которому можно разметить на про­свет образец нужного размера).

Втораястраничка под заголовком «Что можно делать с альбомной бумагой» посвящена возможностям обработки этого вида материала вручную. Она вся заполнена рисунками, рядом с каждым есть дорожка из клеточек, как в кроссворде, в них можно вписать правильные названия операций.

Например, карандаш по линейке ставит риску на заготовке (размечать) ножницы вырезают из куска бумаги деталь по размеченному контуру (резать) фальцовка проглаживает сложенную бумажку (складывать), распылитель разбрызгивает красящий раствор над заготовкой (окрашивать), кисточка смазывает клеем поверхность (склеивать), полоска бумаги (сгибать).

Рассматривая третьюстраничку «Отчего она делается некрасивой», ученик размышляет о необходимости предвидеть ситуации, в которых изделие может быть испорчено. Рисунки, помещенные здесь: бесформенный смятый лист бумаги, яркое солнышко, бьющее в окно из-за отодвинутой шторы не дают прямого ответа, хотя словесная подсказка напечатана рядом (сминается, выгорает). Требуется вспомнить, как выглядит на самом деле испорченная таким образом бумага, в какой ситуации это произошло, почему бумага именно так изменила внешний вид. Нельзя ли каким-нибудь способом исправить положение, например прогладить утюгом мятый лист, а вдруг он станем как новенький? Как вообще избежать при работе таких неприятностей! Перед складыванием делать точную разметку, поскольку бумага толстая по ребру все волокна ломаются, след будет очень отчетливым, его уже не исправить; чтобы бумага не выгорала, хранить ее нужно в папке. Теперь еще раз сравним две соседние страницы и найдем слева операцию, которая требует особой осторожности, чтобы не испортить внешний вид заготовки (в дан ном случае это складывание).

Последняя, четвертаястраница разделена на две части. Вверху несколько картинок показывают, как можно использовать эту бумагу. Например, для изготовления альбомов, иллюстраций, рамок, самодельных обложек. Этикартинки — приглашение к размышлению: а почему именно такие изделия? что можно еще сделать из этой бумаги? Обоснованием для дальнейшего обсуждения будет вторая часть информации на страничке. Под картинками есть небольшой заголовок: «Какая она?»

Эта часть карточки — ядро всего содержания, потому что здесь будут перечислены свойства бумаги. Почему они расположены в конце, а не в начале? От них зависят технологические возможности, причины брака, область исполь­зования — все то, что только что обсудили? Это сделано намеренно, потому что при таком построении ребенок получает информацию не в готовом виде из уст учителя, а выясняет сам путем размышлений над хорошо понятными ему учеб­ными и житейскими ситуациями.

Перечень свойств бумаги в каждой карточке лишь начат, чаще всего это общие свойства, которые можно определить на глаз: цвет, блеск, прозрачность и некоторые другие. Остальные свойства, присущие каждой отдельной бумаж­ке, будут выясняться детьми постепенно, в ходе изготовления изделия из нее или проведения урока-опыта. Вот тогда это обнаруженное самостоятельно свой­ство ребенок и впишет в свободную строчку.

Ниже кратко рассмотрим содержание каждой карточки.