ТЕМА: Анализ урока труда
Анализ урока трудового обучения имеет большое значение для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей общетрудовых навыков и умений. Анализируются подготовка учителя к уроку, содержание, организация и методика проведения урока.
Примерная схема анализа урока трудового обучения.
1. Тема, цель и задачи урока; реализация цели и задач в процессе урока.
2. Тип урока, его место в системе других уроков трудового обучения, связь с предыдущими занятиями, соответствие поставленным задачам, содержанию программы, возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
3. Основные этапы урока, их взаимосвязь, рациональность использования времени на каждом этапе урока.
4. Реализация дидактических принципов в процессе ведения урока.
5. Эффективность методов обучения, используемых в процессе урока; целесообразность их выбора:
- методы введения нового материала (объяснение, рассказ,
беседа, демонстрация и др.);
- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль);
- методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, упражнения и др.).
6. Содержание и методика проведения урока:
организационный момент: подготовка учителя к уроку (рабочее место, доска, мел, наглядные пособия и т.д.), готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся, учет времени данного этапа;
вводная беседа: сообщение темы урока, возбуждение интереса к новому материалу, постановка учебных задач; использование приемов ориентировки учащихся в новом материале; проявление их активности (сосредоточенность внимания, желание дать ответ, его осмысленность);
ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, макета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использование приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;
планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словесных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоятельности детей при планировании работы (соответствие используемых учителем приемов планирования возрастным и индивидуальным возможностям детей);
практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учителем школьникам при возникновении затруднений, приемы, направленные на активизацию самостоятельности учащихся в работе, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;
отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности Школьников, использование учителем наглядных материалов, Помощь, оказываемая учителем школьникам;
оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок;
итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, Учитывались ли индивидуальные особенности детей.
7. Педагогическое мастерство учителя:
- подготовка к проведению урока, использование записей, наглядных средств обучения;
- владение методикой стимулирования познавательной активности учащихся;
- использование способов развития самостоятельности, системности мышления (внутри- и межпредметные связи), творческого мышления;
- способы оценки достижений учащихся на занятии;
- невербальное поведение преподавателя, стиль общения с учащимися, меры воздействия на них, проявление педагогического
такта преподавателя.