ТЕМА: Основные формы организации трудового обучения

 

Форма обучения это определенное организационное оформле­ние учебного процесса.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIIIвида организуется в различных формах. Это учебные занятия, экскурсии, производственная практика, общественно полезный труд и кружковая работа.

В младших классах основной формой трудового обучения явля­ются уроки ручного труда. Они проводятся два учебных часа в не­делю, причем возможна спаренная организация уроков. Для лю­бого урока характерны следующие особенности, отличающие его от других организационных форм обучения. Это наличие постоян­ной группы учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучае­мого непосредственно на уроке. Преимущества урока как формы организации трудового обучения состоят в том, что он имеет бла­гоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс фор­мирования общетрудовых умений учащихся, двигательных при­емов труда, стимулирует другие виды деятельности, в том числе внеклассную. Кроме того, урок трудового обучения позволяет эф­фективно решать воспитательные задачи через содержание и ме­тоды педагогической деятельности.

К урокам ручного труда в специальной школе предъявляются следующие требования.

1. Целенаправленность занятий.

Каждый урок должен быть направлен на реализацию опреде­ленных целей. На уроках трудового обучения ставятся как конк­ретные (учебные), так и общие цели. При постановке конкретных целей предполагается их реальное достижение на одном конкрет­ном занятии (например, научить детей приемам раскатывания пла­стилина или выполнять шов «вперед иголку»). Общие цели (вос­питательные и коррекций иные) реализуются в течение ряда уро­ков и предполагают длительную работу с учащимися (например, формировать умение планировать ближайшую операцию с опо­рой на предметно-операционную карту или умение анализиро­вать образец по вопросам учителя). Конкретные цели меняются в зависимости от темы урока труда, общие цели остаются постоян­ными на протяжении длительного времени. Они меняются по мере усвоения учащимися определенных общетрудовых умений, дви­гательной программы действий и формирования определенных личностных качеств.

В цели урока отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков школьниками: первоначальное ознакомление, углубле­ние и закрепление знаний и навыков, совершенствование навы­ков и выработка устойчивых привычек.

2. Оптимальность объема учебного материала.

На уроках ручного труда чрезвычайно важна строгая дозировка учебного материала в зависимости от индивидуальных и трудовых возможностей учащихся. Для каждого занятия нужно подбирать такой объем учебного материала, который может быть успешно ими усвоен, но в то же время требующий преодоления определенных трудностей, справившись с которыми учащиеся могут про­двинуться в своем развитии.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждый урок трудового обучения должен иметь четко выра­женную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа учащихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности учащихся, подведе­ние итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. Она может включать в себя также физминутку, подготовку рабочего места, сообщение или повторение технических сведений, актуа­лизацию знаний и умений учащихся.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и со­держанию учебного материала.

Очень важно из большого разнообразия методов обучения вы­брать такие, которые в данных условиях дадут наибольший эф­фект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю нужно знать, какие из них в данном случае бу­дут наиболее эффективными.

5. Рациональное использование учебного времени.

На уроках труда учащиеся приобщаются к практической дея­тельности, которая имеет решающее значение для их будущей жизни. Поэтому каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Большая часть учебного времени, несомненно, должна отводиться практике по изготовлению того или иного из­делия. Однако ориентировочным этапом урока также нельзя пре­небрегать, так как от него зависит эффективность выполняемой практической части. Темп практических занятий индивидуален для каждого урока, однако, по мере формирования у школьников трудовых и интеллектуальных умений и навыков, он должен по­степенно возрастать.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Для обучения каждого ученика необходимо создание оптималь­ных условий. В одних случаях индивидуальный подход осуществля­ется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в дру­гих — путем применения специфических методических приемов обучения. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Типы уроков трудового обучения.Уроки трудового обучения раз­личаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

В младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида теоретические уроки не проводятся. Такие занятия организуются в процессе профессионально-трудового обучения школьников. В I —III классах наиболее распространены комбинирован­ные и практические уроки.

На комбинированных занятиях теоретическая часть может быть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями (изучению устройства орудий тру­да, знакомству со свойствами материалов) или формированию умений правильно ориентироваться в заданиях и планировать предстоящую работу. Теоретический материал в этом случае изучается небольшими частями, и если он связан с последующей практической работой, то это наилучшим образом влияет на его усвоение.

На практических занятиях учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают самостоятельность в труде. Поэтому практические занятия можно подразделить на комплексные практические работы, практическое повторение и самостоятельные работы.

Комплексные практические занятия. Практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду, называются комплексными практическими работами. На таких занятиях происходит усвоение ранее известных технических и технологических знаний учащихся, формируется комплекс трудовых умений, усваиваются новые трудовые приемы. Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду в специальной школе, и на них в программе отводится больше всего учебного времени. В методике проведения комплексных практических работ важно правильно инструктировать школьников и помогать им развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспе­чивать нужный темп работы учащихся. Во время занятия ученики изготавливают изделия от начала до конца. При подведении итогов важно проанализировать ход работы и дать оценку результа­там деятельности каждого из них.

Практическое повторение. Практические занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее тру­довых операций, называется практическим повторением. На таких занятиях формируются и совершенствуются трудовые навыки, развиваются скоростные показатели в труде, умение работать в коллективе. Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время, на вводный инструктаж отводится пять минут.

На занятиях практического повторения организация труда мо­жет быть индивидуальной (каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия) или групповой (группа школьни­ков выполняет практическую работу, распределив между собой трудовые операции). В конце каждого занятия обсуждаются ход работы и ее результаты.

Самостоятельные и контрольные работы. Практические заня­тия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполня­ют трудовые задания, называются самостоятельными или конт­рольными. При этом учащиеся самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, ис­полняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой чет­верти, а контрольные — в конце каждого года обучения. В учебной программе указывается объект труда для самостоятельной работы. Для контрольных работ объекты труда предлагаются городскими, методическими объединениями учителей трудового обучения и становятся известными в школах в конце учебного года.

При выполнении самостоятельных и контрольных работ осно­ва для ориентировки учащихся в заданиях в зависимости от уров­ня учащихся может быть разной: предметные карты, образцы, рисунки, чертежи и их сочетания. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны полностью завершить задание, и объясняет, что каждый из них может рассматривать образцы и рисунки изделия. Причем никакой помощи в ориентировке, планировании и исполнении задания учитель не оказывает. По окончании работы проводят анализ ее результатов, работа каждо­го ученика проверяется и сравнивается с образцом.

Иногда в младших классах специальной школы проводят уро­ки, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу. Их называ­ют подготовительными. Однако и в этом случае теоретическая ра­бота комбинируется с практической. Подготовительные уроки орга­низуются, например, при работе с древесиной. Прежде чем при­ступить к изготовлению изделий из древесины, учащиеся должны научиться забивать гвозди. Этот навык может быть отработан на подготовительных занятиях.

Другой наиболее часто используемой формой организации тру­дового обучения в младших классах специальной школы является экскурсия. Экскурсия — это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями. Програм­мой по труду предусмотрено несколько экскурсий на природу и в школьные мастерские. Они, как правило, проводятся в начале изу­чения темы, служат для подготовки учащихся к восприятию но­вого учебного материала.

Экскурсии в мир природы проводятся с целью накопления зна­ний учащихся о природе, а также сбора материала для изготовле­ния поделок. Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о профессиях, которые получают ученики в старших классах.

Таким образом, урок труда и экскурсия являются двумя ос­новными формами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Однако для более эффективной орга­низации трудового обучения необходимо сочетать учебную и вне­классную работу. Внеклассная работа в структуре педагогического процесса вообще занимает особое место и имеет большое обра­зовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духов­ных потребностей школьников, открывает дополнительные воз­можности для формирования таких ценных, социально значи­мых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность, помогает выявлению и развитию творческих способностей детей. В рамках трудового обучения внеклассные занятия содействуют развитию положительных устойчивых мо­тивов трудовой деятельности, воспитанию культуры труда, бо­лее глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений. Внеклассные занятия наиболее тесно связаны с практи­ческой общественно полезной деятельностью, что дает широ­кую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

На внеклассных занятиях в первую очередь решается задача фор­мирования правильного отношения к труду. У школьников с на­рушением интеллекта преобладают узколичностные мотивы тру­довой деятельности (желание иметь у себя понравившуюся вещь), тогда как социальные мотивы развиты очень слабо. Кроме того, многие ученики отличаются индифферентным (безразличным) от­ношением к труду, а некоторым свойственно отрицательное от­ношение. Однако, как показывает практика, даже у школьников с наиболее грубыми нарушениями психики можно сформировать должное отношение к трудовой деятельности. Именно трудовая деятельность находит отклик в структуре личности умственно от­сталого ребенка, она наиболее понятна ему, поэтому ученик от­носится к ней с интересом и адекватно реагирует на успехи и неудачи. Поэтому чем больше ребенок осознает социальную зна­чимость своего труда, тем активнее и целенаправленнее он дей­ствует. Правильное отношение к труду у школьников с нарушени­ем интеллекта можно воспитать, лишь систематически организуя их собственную трудовую деятельность. Во время внеклассных за­нятий необходимо систематически осуществлять работу, связан­ную с практическим применением общеобразовательных знаний в конкретных видах общественно полезного труда. У малышей не­обходимо формировать стремление приложить свои силы и зна­ния там, где они, уже имея определенные навыки, могут само­стоятельно делать что-то своими руками.

Общественно полезный производительный труд в младших пассах специальной школы может проводиться по таким на­правлениям, как поддержание в порядке школьных зданий и территории школы, воспитание бережного отношения к школьно­му имуществу, работа по обеспечению сохранности книг и учеб­ников и др.

В рамках благоустройства территории школы учащиеся млад­ших классов могут ухаживать за деревьями, кустарниками, цвета­ми. В некоторых школах, особенно располагающихся в сельской местности, имеются приусадебные участки для выращивания са­довых и овощных культур, животноводческие фермы, работа на которых вполне посильна для учащихся младших классов.

Уже с первого класса можно проводить специальные занятия, на которых детей учат обращаться с книгой, правильно ее дер­жать, хранить и т.д. Школьников следует учить приемам подклей­ки и переплета книг, проводить уборку книжных шкафов и стел­лажей в классах и школьных библиотеках. Параллельно с этим воспитывается уважительное отношение к труду людей, создаю­щих книги. Педагоги проводят беседы о том, как делается книга, организуются встречи с библиотекарем, полиграфистами и экс­курсии в библиотеку, типографию, книжный магазин.

Одной из основных внеклассных форм трудового обучения младших школьников являются разнообразные кружки. При орга­низации кружков исходят из возможностей учащихся и школы, а также желаний и склонностей учащихся. Это могут быть такие кружки, как «Мягкая игрушка», «Мастерская самоделок», «Юный цветовод», «Художественная вышивка» и др.

В кружках дети объединяются по интересам и желанию зани­маться данным видом практической деятельности. Однако в силу слабой и неустойчивой мотивации умственно отсталых учащихся, недостаточной целенаправленности их деятельности необходимо постоянно поддерживать интерес детей на занятии.

Руководитель кружка совместно с учащимися составляет план работы на определенный период. Причем дети могут сами выбрать для изготовления те изделия, которые им понравились. Необхо­димо, чтобы обстановка на занятиях кружка была спокойной и доброжелательной, способствующей достижению успеха.

Показателями эффективности работы кружка являются стабиль­ный состав кружка, заметные коллективные достижения, при­знаваемые окружающими.