ВВЕДЕНИЕ

Лекция 9. СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войн 70

1. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны 70

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные этапы и итоги 72

Лекция 10. СССР в 1945-1991 гг. 76

1. СССР в 1945-1953 гг. 76

2. «Оттепель» и реформы Н.С. Хрущева 77

3. Нарастание кризисных явлений в Советском Союзе в 1964-1985 гг. 80

4. Перестройка в СССР 1985-1991 гг.: необходимость, сущность,

основные направления, этапы 83

5. Кризис и крах советской государственности. Распад СССР 84

Лекция 11. Современная Россия 86

1. Становление Российской государственности. Создание новой

политической системы 86

2. Россия на пути радикальных социально-экономических преобразований 88

3. Культурная политика в современной России 88

4. Россия в системе современных международных отношений 89

Библиографический список 91

Хронологическая таблица 92

 

 


[1] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

[2] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3 М., 1993. С. 165.

История как наука изучает прошлое человечества и выполняет важную роль в обществе. Ведь прошлое не исчезает бесследно, оно продолжает существовать в накопленном опыте социальной жизни. Первейшей задачей истории является обобщение накопленного человеческого опыта. Люди всегда, особенно в переломные моменты развития общества, пытаются в прошлом найти ответы на самые острые проблемы современности. На исторических примерах воспитывается уважение к общечеловеческим ценностям и любовь к Родине. Как одна из важнейших форм самосознания людей, история выполняет мировоззренческую функцию. Она дает представление об объективной реальности и потому помогает сформировать взгляд на общество. Поэтому история является фундаментом всех наук. Знание прошлого позволяет выработать верную политику, избежав при решении крупных государственных дел субъективизма и ошибок. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Ее изучению отводится важное место во всех учебных заведениях. В современных условиях, когда поставлен вопрос о национальном возрождении России и значительно вырос интерес всех слоев общества к истории нашего Отечества, выдвигаются повышенные требования к преподаванию истории в высшей школе. Государственный образовательный стандарт последнего поколения ввел дисциплину «Отечественная история» в число федеральных, обязательных для изучения на всех специальностях.

Предлагаемое учебное пособие, составленное в соответствии со стандартом, рабочими программами и учебными планами неисторических специальностей Омского государственного технического университета, предназначено для новой формы обучения – дистанционной. Оно содержит краткое изложение курса отечественной истории, характеристику основных периодов развития страны и наиболее важных государственно-политических, социально-экономических и внешнеполитических проблем. Его цель – помочь студентам самостоятельно усвоить дисциплину и получить целостное представление о характере, направлениях и особенностях развития России.