Советы старейшин.

Селом и городом управляли советы старейшин, решая все важнейшие вопросы жизни.

Родоплеменная община называлась «мир» или «вервь» (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). Члены общины были повязаны круговой порукой. «Вервь» платила штраф – виру, если на ее территории произошло убийство чужака, а убийца не найден. Если же убийца был известен, действовал закон кровной мести. Племенные старейшины прилагали немало усилий, чтобы прекратить распри, достичь согласия. Данная система правовых отношений была, очевидно, достаточно действенной: по наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян были настолько редки, что они не запирали своих сундуков с добром. Позднее традиционное (обычное) право было нелегко заменить государственным. Этот процесс сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью. Это обусловило необходимость принятия первого писанного закона – «Русской правды».

Институт княжеской власти.

Наряду с советами старейшин существовал и институт княжеской власти. Князя избирали или назначали в условиях повышения опасности внешней агрессии и в других экстремальных ситуациях. Существовала система племенной демократии с элементами военной демократии. Так формировалось боярство, система прав и привилегий которого (иммунитет) на Руси была более ограниченной, чем у феодалов в Западной Европе. Характерно, что до монголо-татарского нашествия как племенная, так и княжеская дружина практически не выполняла функций принуждения и подавления. Сбор дани (полюдье), в котором принимала участие дружина, происходил, как правило, мирно (первый известный случай сопротивления полюдью – восстание древлян в 945 г.). Дань была не слишком обременительной, собиралась «от дома», «от плуга» и никогда – от каждого члена семьи, «подушно». Относительно постоянный социальный мир – важная черта культуры Руси дохристианского периода.