Тема 2. Право: основные понятия

1.Понятие и признаки и функции права.

2.Роль и место права в системе социальных норм

3.Система права. Правовые отношения.

4. Источники права их виды

1.

Право - это система обязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых, гарантируемых и охраняемых государством с целью регулирования общественных отношений.

Существует три подхода к категории права:

1.Нормативный- предполагает совпадение права и писанного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых актов, издаваемых и охраняемых государством.

2.Социологический- обусловлен пониманием приоритетности общественных отношений, т.е. право содержится не в законах, а в конкретных действиях людей.

3.Естественно-правовой- рассматривает право как естественный дар Природы, получаемый каждым человеком при рождении.

В понимании права как юридической категориипринято выделять:

объективное право как систему общеобязательных и формально определенных норм обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и не правомерного поведения.

субъективноеправо как возможность конкретного лица на юридически обеспеченное поведение.

Право обладает следующими признаками:

1.Общеобязательная нормативность - означает, что правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы и обязательны для исполнения независимо от субъективного отношения к ним.

2.Формальная определенность - значит, что правовые нормы отличаются четкостью и однозначностью формулировок и помещаются в законах и других правовых источниках.

3.Государственная обеспеченность - значит, что реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью. Государство обеспечивает обязательное привлечение к юридической ответственности нарушителей норм права.

Основными функциямиправа являются:

1.Регулятивная - проявляется путем властного правового влияния на субъектов правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому порядку.

2.Охранительная - осуществляется властным правовым влиянием на субъектов правоотношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом.

3.Информативная - государство доводит до сведения граждан все устанавливаемые ею нормы

4.Воспитательная- государство стремится воспитать законопослушных членов общества, используя для этого всевозможные методы убеждения и принуждения.

2.

В государстве действует совокупность социальных норм, которые регулируют общественные отношения и взаимоотношения между людьми. К ним можно отнести нормы морали, обычаи, традиции, эстетические, религиозные, корпоративные и правовые нормы.

Эстетическиеотображают отношения людей к предметам материальной и духовной культуры с точки зрения красоты, гармонии, элегантности.

Корпоративныеустанавливаются определенными ассоциациями людей, объединившихся как на коммерческой так и не коммерческой основе (политические партии, профсоюзы, общества по интересам).

Религиозныекасаются определенной общности людей.

Правовые нормы- это правила, установленные или санкционированные государством. Они регулируют отношения определенных лиц, давая им соответствующие права и возлагая на них юридические обязанности. Правовые нормы подкреплены государственным принуждением и занимают приоритетные позиции.

Правовая норма- это формально закрепленное общеобязательное правило физического поведения, установленное или санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений и обеспеченное организационной, воспитательной и принудительной деятельностью.

Правовая норма характеризуется наличием трех обязательных элемента:

1.Гипотеза- определяет условия, описывает обстоятельства, при которых вступает в действие норма и что ею следует руководствоваться.

2.Диспозиция- в ней указывается возможное, обязательное или запрещенное поведение субъекта правоотношений.

3.Санкция- показывает способы государственного принуждения при невыполнении, несоблюдении или нарушении диспозиции.

Правовые нормы классифицируются:

- По субъектам правотворчества (парламент, президент, правительство, суды).

- По предмету регулирования (конституционные, административные, гражданские...)

- По способу установления диспозиции( императивные, диспозитивные).

- По характеру диспозиции (уполномочивающие, обязывающие, запрещающие).

- По функциям в правовом регулировании (материальные - обозначают права, обязанности или запреты; процессуальные - определяют регламент, процедуру осуществления прав или обязанностей)

- По времени действия (постоянные, временные).

- По территориальному действию (общенациональные, местные, локальные).

- По действию на круг субъектов (всеобщие, специальные, исключающие)

- По роли в правотворчестве (первичные, вторичные).

- По степени определенности содержания (абсолютно определенные, альтернативные ситуационные).

3.

Система права- это система всех действующих юридических норм определенного государства. Система права имеет свою структуру, т.е. объективно-обусловленную внутреннюю организацию права конкретного государства, которая состоит в единстве и согласованности всех юридических норм государства и в их распределении по институтам и отраслям права. Включает следующие структурные элементы:

*нормы

*правовые институты - это система юридических норм, регулирующих определенную группу однородных социальных отношений: -отраслевые, межотраслевые;

*отрасли - определенная система юридических норм, которые регулируют конкретную сферу общественных отношений специфическим методом правового регулирования:

-профилирующие (конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);

-специальные (трудовое, финансовое, банковское, налоговое, семейное, жилищное, хозяйственное, исправительно-трудовое);

-комплексные ( земельное, экологическое право).

*подотрасли;

*публичное право -регулирует взаимоотношения между государством и гражданином (конституционное, административное, уголовное);

*частное право - регулирует отношения между людьми, гражданами и организациями (трудовое, гражданское).

Понятие система права следует отличать от категории правовая система,которая представляетсистему всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или группе государств. Она состоит из разнообразных правовых актов, деятельности правотворческих субъектов, различных видов и проявлений правосознания, состояния законности и правопорядка. В настоящее время в мире их 4:

1.Романо-Германская (континентальная) включает страны Западной и Центрально-Восточной Европы. Здесь юридическая наука сложилась на основе римского права.

2.Англо-Американская (англосаксонская) распространена в США, Великобритании и странах Британского Содружества Наций.)

3.Социалистическаясохраняет свое значение в КНР, КНДР, Вьетнаме, Кубе. Ее характеризует гипертрофированная роль публичного права, основанного на так называемой "революционной" (социалистической) законности. Критерием правомерности здесь служит марксистская идеология.

4.Религиозно-общинная имеет распространение в ряде стран Азии и Африки. Она объединяет юридические, религиозные, морально-философские элементы. Регулятором общественных отношений при этом являются религиозные концепции, традиции, обычаи (мусульманское право, конфуцианство).

В процессе жизнедеятельности люди вступают в различные осознанные волевые отношения друг с другом по поводу создания, использования либо защиты социальных благ или обеспечения каких-либо интересов. Эти отношения складываются в рамках отдельных социальных коллективов и в масштабе всего общества, где осуществляются разнообразные виды совместной деятельности. Осуществление совместной деятельности людей без взаимоотношений друг с другом практически невозможно. Поэтому наиболее важные отношения государство закрепляет с помощью правовых норм, превращая их тем самым в обязательные, охраняемые законом общественные отношения.

Правовые отношения- представляют собой урегулированные нормами права и обеспеченные государством волевые общественные отношения, выражающиеся в конкретной социальной связи между участниками этих отношений, которые выступают в качестве носителей конкретных субъективных прав, обязанностей, полномочий и ответственности.

Правоотношения носят двусторонний характер: одна из сторон облагает строго определенными юридическими правами, а на другую сторону возлагаются субъективные юридические обязанности. Сохранение такого баланса обеспечивается государством путем установления юридической ответственности для той стороны, которая нарушает условия взаимодействия участвующих в правоотношении сторон.

Под структурой правоотношений понимается совокупность его внутренних элементов, связанных между собой на основе распределения между участниками данного отношения прав, обязанностей, ответственности.

Структура правоотношенийвключает в себя субъектов, объекты и содержание.

Субъектамиправоотношений могут быть люди(физические лица) - это граждане определенного государства и иностранцы: бипатриды или апатриды;

Объединения (юридические лица) - это государственные (организации, учреждения, предприятия, органы), общественные (объединения граждан, коллективные и частные предприятия); социальные общности – народ (нация), территориальные коллективы граждан, трудовые коллективы.

Объектыправоотношений - это определенные личные или социальные блага, для приобретения и использования которых устанавливаются взаимные юридические права и обязанности субъектов права. Они могут быть: материальные (вещи, средства производства, предметы потребления, физическое состояние человека и нематериальные (честь, достоинство, деловая репутация, жизнь, здоровье, духовные ценности).

Содержаниеправоотношений - это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Субъективные права - это мера возможного поведения лица в отношении с другими лицами по поводу материальных и нематериальных благ, обеспеченных государством. Юридические обязанности - мера должного поведения обязанного лица в его отношениях с управомоченным лицом по поводу материальных и нематериальных благ.

Юридической предпосылкой для приобретения статуса субъектов правоотношений является наличие правоспособности, а для определенных правоотношений также дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность- это способность конкретного лица иметь юридические права и обязанности, возникает с момента рождения, утрачивается со смертью. Это неотчуждаемое и непередаваемое свойство. Правоспособность можно ограничить судом за уголовное преступление (это закреплено ГКУ).

Дееспособность- это способность субъектов правоотношений своими действиями осуществлять права и обязанности:

- полная - наступает с 18 лет или с момента вступления в брак.

- неполная - ею обладают лица 15-18 лет, которые совершают сделки с согласия родителей или мелко-бытовые самостоятельно.

- ограниченная - устанавливается лицам до 15 лет. Могут судом ограничиваться алкоголики и наркоманы.

- абсолютная недееспособность - устанавливается душевнобольным и умственно отсталым лицам, в судебном порядке с при креплением опекуна.

Деликтоспособность- это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за правоотношения.

Основанием для возникновения правовых отношений является юридический факт- это предусмотренное гипотезой правовой нормы конкретное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Стабильность правоотношений обеспечивается мерами государственного принуждения, побуждающими участников правоотношений соблюдать права и обязанности, тем самым, сохраняя в обществе режим социальной защищенности, безопасности и законности.

4.

Источники права- это способы внешнего выражения и закрепления правовых норм

Они могут быть следующих видов:

1.Правовой обычай - санкционированное и обеспечиваемое государством обычное правило поведения общего характера.

2.Правовой прецедент- решение судебного или административного органа государства по конкретному делу, которому придается формальная обязанность при решении последующих аналогичных дел.

3.Нормативно-правовой договор-формально обязательное правило поведения общего характера, установленное на основе взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспеченное государством.

4.Нормативно-правовой акт- письменный документ правотворческого характера, принятый народом или компетентным органом государства, в котором помещаются правовые нормы. Делятся на - законы и подзаконные акты.

Закон- это нормативно-правовой акт органа законодательной власти или самого народа, который регулирует важнейшие общественные отношения, принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу. Классифицируются следующим образом:

-Основной закон (Конституция) - закрепляет правовой статус человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, систему органов власти;

-Конституционные или органические законы - конкретизируют и развивают основные положения конституции;

-Обычныезаконы, по другим вопросам общественной жизни.

Подзаконные акты- нормативно-правовые акты правотворческих органов государства, принимаемые в соответствии с законом, на основании закона и для исполнения закона. К ним относятся:

Постановления Верховной Рады; Указы и Распоряжения Президента Украины;

Постановления и Распоряжения Кабинета Министров;

Приказы и инструкции Министерств и Ведомств

Акты местных государственных администрацый;

Решения органов регионального и местного самоуправления.