МАЯКИ VOR

(VeryHightFreqvency OMNIDIRECTIONAL RENGE)

Всенаправленный УКВ р\м.

Являются системами ближней навигации, предназначены для автоматического СВЖ по ВТ ВС, оборудованных системами автоматического управления или в штурвальном управлении всех ВС.

VOR - это наземное электронное навигационное средство, передающее сигналы очень высокой частоты в азимуте 360° (точность определения р\пеленга ± 2…3°), ориентированные от северного направления магнитного меридиана. VOR периодически передает свой позывной кодом Морзе и может иметь дополнительный речевой канал. Речевые каналы могут использоваться службой движения для передачи указаний либо информации пилотам.

В комплекте с бортовой аппаратурой позволяет решать следующие задачи:

· Определение МПС от наземного р\маяка

· Выполнять полет по ЗМПУ наземного р\маяка

· Определять УС в полете

· Определять МВС

VOR - VNF Omnidirectional Range - работает в диапазоне частот 108-117,95МГц; каналы через 0,05МГц; от частоты 108МГц до 112МГц частота VOR совпадает с частотой курсового радиомаяка. Работает в комплекте с бортовой аппаратурой "КурсМП-2" или "КурсМП-75". На картах обозначены синим или черным цветом. На картах Low в зависимости от мощности обозначены окружностями разного диаметра. Если VOR установлен в ППМ, КО то наименование частоты, позывной заключаются в рамку синего цвета, с утолщением рамки справа и внизу.

 

           
 
   
 
 
   

 

 


Все VOR, установленные на территории государства опубликованы в "Radio AIDS" в алфавитном порядке по государствам и в государстве. Они обозначаются по классам следующим образом (по мощности):

 

V HW HIGH VOR - верхнего воздушного пространства (от 14500' до FL 450), дальность действия до 130 n.m., большой мощности.
V LW LOW VOR - малой мощности - нижнего воздушного пространства, дальность действия до 45 n.m., для высот ниже 18000', устанавливаются в районе а\д или зоне.
V TW TVOR Terminal Class VOR - аэродромный VOR, может использоваться для захода на посадку карты 13-1; 23-1; TVOR, дальность действия до 25 n.m.
V UW VOR неизвестной мощности W-показатель отсутствия ртл. св.
V LA VOR , на данной частоте передается погода в начале 15мин каждого часа
VDHB обозначает, что эта станция регулярного радиовещания. Передача каждые 29 минут начала следующего часа.
VOT-108,0 специальная частота р\м VOR для проверки бортовой аппаратуры и передачи метеоинформации

 

Нa карте High VOR и Low VOR обозначаются одинаково:

HIGH,LOW - VOR-ы обозначаются на картах:

1. LO,H/L - если данные в прямоугольнике, то VOR трассовый, если нет, то внетрассовый.

2. HI - внетрассовый. - HIGH, LOW - VOR - ы могут быть обозначены и маленькими кружками на трассе (мало места).

3. Terminal VOR - может быть и трассовым, данные в этом случае будут указаны в прямоугольнике.

4. TVOR обозначается меньшим азимутальным кругом

 

На ENROUTE CHARTS при необходимости указывается MRA (minimum reception altitude) - минимальная высота приема радиосигналов. Является минимальной высотой, на которой еще возможно уверенный прием радиосигналов для определения УКВ пересечения.

Определяется по формуле : Dn.m.=1,23(Н1/2) Dкм=3,7(Н1/2)

 

       
   
 
 

 


DME (DESTANCE-MEASURING EQUIPMENT)

DME - Distance Measuring Equipment - дальномерное оборудование, работает в диапазоне по каналу ответа - 959...1213 МГц, по каналу запроса - 1025...1150 МГц для TACAN, VORTAC в комплекте с самолетным дальномером СД-67. Количество обслуживающих бортов не более 100.

Точность определения - 0,2 NM, а с отечественной аппаратурой - 0,9 км.

Число рабочих каналов по запросу – 126 и по ответу – 252.

Является системой ближней навигации и предназначено для определения дальности и решения следующих задач:

· Определения МВС

· Определение W

· Выход в заданную точку

· Обход ОМЯ

· Полет в зоне ожидания

DME всегда стоит с VOR, образуя систему VOR/DME. В остальных случаях DME включается в систему ILS, выдавая дальность до торца ВПП.

Это оборудование (бортовое и наземное), используемое для измерения в морских милях наклонной дальности воздушного судна от навигационного средства DME.

На картах обозначены синим цветом или черным. Если DME установлен точно в ППМ, КО, то наименование, частота, позывной заключаются в рамочке синего цвета, с утолщением снизу и справа. Наименование на картах указываются также как для VOR, только с приставкой D перед значением частоты.

 
 

 


В случае, если DME не сопряжен с маяком VOR, то отдельно указывается канал DME, а в скобках указывается частота фиктивного VOR, что дает возможность настройки гражданского бортового оборудования DME.

Все DNE, установленные на территории государства опубликованы в "Radio AIDS" в алфавитном порядке по государствам и в государстве. Обозначаются по

классам также как и маяки VOR: DT, DL, DH, DU.

Оборудование DME обычно устанавливается совместно с маяками VOR и образуют систему VORDME. Обозначаются по классам также как и система VOR: VDHW, VDUW и т.д.

VORDME - Совмещенные VOR и DME. Это навигационное средство, обеспечивающее воздушные суда азимутом (магнитным) от VOR и дальностью от DME. Буквы, указывающие мощность DME:

"T"-малая мощность,

"L"-средняя мощность,

"Н"- большая мощность,

"U" - неизвестная мощность.