ТЕОРИЯ.
Охарактеризуйте влияние семьи при совершении выбора вуза для обучения ребенка.
Определите вид семьи (нуклеарная, расширенная), вариации нуклеарной семьи, выделите роли членов семьи, поясните модель принятия решений о покупке в семье, поясните факторы, определяющие потребительское поведение семьи: стадия жизненного цикла семьи, наличие и возраст детей, принадлежность к социальному слою.
Семья - это группа людей, объединенных кровными узами, браком, а также юридически оформленным фактом усыновления или удочерения.
Ядром семьи являются живущие вместе отец, мать и дети.
Выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья — это группа, состоящая из отца, матери и ребенка (детей), живущих вместе. Нуклеарная семья имеет несколько вариаций: полная и неполная (образуется в результате развода или смерти другого родителя).
Расширенная семья - это нуклеарная семья плюс другие родственники.
Кроме того, существует еще такое понятие как домохозяйство - это все люди, проживающие в одном доме, ведущие общее хозяйство, при этом не обязательно являющиеся родственниками.
Несемейное домохозяйство составляют люди, живущие одни, либо люди, не связанные родственными отношениями или браком.
Процесс принятия решения о покупке в семье - явление достаточно сложное. И, прежде всего потому, что решение зависит от степени влияния каждого члена семьи.
Члены семьи могут играть разные покупательские роли, которые необходимо учитывать при анализе семейного потребления:
• ИНИЦИАТОР - лицо, от которого исходит идея покупки определенного товара;
• ВЛИЯТЕЛЬ - тот, чье мнение оказывается наиболее весомым (компетентным)
при совершении покупки;
• ПРИНИМАЮЩИЙ РЕШЕНИЕ - тот, кто обладает финансовой властью или
другим правом решать, как тратить семейный бюджет;
• ПОКУПАТЕЛЬ - тот, кто непосредственно совершает покупку;
• ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - тот, кто фактически использует покупку.
В принятии решения о покупке в семье можно выделить следующие модели:
1. Решения принимаются автономно
2. Доминирует влияние
3. Доминирует влияние
4. Решение принимается синкретично
К основным факторам, определяющим поведение всей семьи, относятся:
• Стадия жизненного цикла семьи
• Наличие и возраст детей
• Принадлежность к социальному слою.
Рассмотри эти факторы.
1. Стадия жизненного цикла семьи - это этапы, которые проходит семья в своем развитии
Существует несколько подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи:
Ø Традиционный подход, изложенный в работах Ф.Котлера и Д.Энджела, в котором ЖЦС разбит на 9 стадий:
· молодые одиночки,
- юные молодожены,
- молодая семья с ребенком менее 6 лет,
- молодая семья с ребенком старше 6 лет,
- семья с детьми, некоторые из которых уже работают,
- супруги, дети которых живут отдельно,
- семьи, в которых глава семьи - на пенсии,
- пожилой работающий одиночка,
- пожилой неработающий одиночка.
Ø Модифицированный подход, приспособленный к конкретному товару.
На основании положений традиционного подхода разрабатываются различные авторские варианты периодизации ЖЦС:
v Наиболее интересным для изучения в рамках изучаемой дисциплины является схема ЖЦС, приведенная И.В.Алешиной в учебнике «Поведение потребителей» - см. с. 138-139 (просто перечислите)