Проблемы стратегического управления развитием региональных и муниципальных сообществ.

Технологии стратегического управления в России неплохо применяются на уровне отдельных фирм. Но что касается государственного, регионального и муниципального уровней управления, то здесь ситуация далека от совершенства или точнее плачевна. В этой связи нам необходимо учесть опыт Запада, где в основе общественных преобразований лежит так называемая “программа прорыва”, которая построена на поиске путей выхода из тупика.

Для будущих государственных служащих должен представлять интерес взгляд на технологию стратегии развития авторов учебного пособия “Основы социального развития”[67]. Ее основные положения заключаются в следующем. Разработка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости развития, с создания органа стратегического развития разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию) в которой : а) признается необходимость объединения всех субъектов управления в решении проблем, определяющих будущее страны и благосостояние ее жителей; б) признаются основные принципы, генеральные технологии ускоренного развития ( укрепление конкретных позиций, достижение партнерства при разработке и реализации, развития социальной инфраструктуры, сочетание долгосрочности и конкретности оздоровления экономики и культуры, всей духовно нравственной сферы, социальных ценностей).

Инициатива разработки концепции может принадлежать государству, политической власти, общественным институтам. При этом создается механизм включения всех заинтересованных партнеров, всего населения, которые, в конечном счете, определяют приоритеты с учетом своих коренных потребностей. В процессе публичного диалога заключается договор, который позволяет всем увидеть в не свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий достойной жизни и эффективной работы.

После выдвижения стратегических инициатив, их принципиального оформления в декларации определяется головной научный центр, которому предлагается в определенные сроки подготовить концепцию стратегии развития с привлечением возможных соавторов, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.

Стратегический план обсуждается экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических опросов населения, СМИ. Затем план принимается законодательным (представительным) органом и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обязательства по реализации закрепленных в нем приоритетов.

Главной целью стратегического управления является постоянное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указание на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т.д. Понятие “качество жизни”, как правило, уточняется через основные критерии, показатели (работа, зарплата, экология, жилье, образование, безопасность, досуг и т.п.)

Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозировать основные результаты в количественном и качественном выражении: улучшение основных экономических показателей, состояние окружающей среды и качество жизни людей, в частности, снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня мировых стандартов и нормативов, повышение доходной части бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на n%; увеличение реальных доходов населения не менее чем на n%; создания рабочих мест не менее “n”; увеличение средней продолжительности жизни на “n” лет и т. п.

Разработка и реализация стратегического плана может стать основным концептуальным документом накопления потенциала развития, выделения приоритетов, сведения всех программ в рамки целостной системы управления страны, региона, муниципального образования.

В стратегическом управлении основное внимание должно уделяться социальному развитию. Такой подход соответствует мировой тенденции. Сегодня не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей, эффективности, надежности, конкурентоспособности. Кроме того, данная ориентация меняет всю систему выдвижения и построения стратегических целей. Например, в муниципальном образовании в качестве приоритетов социального развития могут выступать:

- увеличение доходов муниципального образования, создания условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка;

- укрепление здоровья, обеспечение условий, при которых средняя продолжительность жизни населения муниципального образования возрастала до мирового стандарта – 85 лет, а заболеваемость снижалась до 1 дня в год в расчете на одного работающего;

- социальная безопасность.

Организационной формой стратегического планирования выступают комплексные целевые программы и проекты. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Выделяются следующие виды программ:

-общегосударственные – программы достижения крупных общенациональных целей, которые, как правило, охватывают все сферы общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной, международной);

-функциональные – многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнения общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (например, развитие топливно-энергетического комплекса, атомной энергетики, оборонного комплекса);

-региональные и муниципальные - программы разрабатываемые в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

Любая программа должна отвечать на следующие вопросы:

-какова главная цель программы;

-кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

-какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступления;

-кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной программы.

Принятию программы предшествует подготовительная работа. На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате данного анализа в органы управления представляется проблемная записка, на основании которой принимается решение о предварительной разработке программы.

На предварительной стадии глубоко анализируется состояние проблемы, подготавливаются исходные задания по разработке программы. На данном этапе очерчивается общественная потребность, удовлетворить которую обычными методами, без программы, невозможно; определяется главная цель и совокупность крупных подцелей, определяются необходимые ресурсы, ориентировочные сроки исполнения и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты – целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.

После проведения предварительной работы разрабатывается сама целевая программа.

При сравнении альтернатив и выборе наилучшего варианта используют два подхода. Первый – сравнение по конечным результатам. Этот подход содержит в себе известную долю риска. Второй – сравнение по объему используемых ресурсов. Это поход чаще используется на практике.