Величина стоимости товара (в теории трудовой стоимости).

Стоимость товара образуется затратами абстрактного труда и измеряется рабочим временем. Разные товаропроизводители затрачивают на производство товара одного вида разное время, которое образует индивидуальную стоимость товара, но все товаропроизводители продают одноименный товар по одной и той же стоимости, потому что в этой стоимости заключается общественно–необходимое рабочее время (ОНРВ) и ОНЗТ.

Величина стоимости товара равна ОНЗТ или ОНРВ.

ОНРВ равно времени, которое требуется для изготовления товара при общественно нормальных условиях производства и интенсивности труда.

Общественно нормальные условия производства определяются теми предприятиями, которые производят основную массу продукции данного вида, поэтому предприятиями, определяющими стоимость товара могут быть и лучшие, и худшие, и средние.

Иллюстрация формирования общественно – необходимых затрат.

Группы предприятий Индивид. затраты труда на ед. прод.(ч) Объем производства (шт.)
ОНЗТ или стоимость товара определяет 2-я группа предприятий, где производиться 70% продукции(7 часов). Стоимость по средней величине =6,8(час).

Величина стоимости товара постоянно меняется, так как меняются условия производства. На стоимость товара решающее воздействие оказывает производительность и интенсивность труда.

Интенсивность труда - расход энергии человека в единицу времени.

Влияние роста производительности и интенсивности труда на величину стоимости товаров.

Условия труда Продолжительность раб/дн (час) Выработка продукции за р/д (шт) Стоимость (в часах ОНРВ)
всех продуктов единицы продукта.
1. Средняя производительность и интенсивность труда. 2. Производительность увеличилась в 2 раза, и интенсивность также 3. Интенсивность увеличилась в 2 раза, производительность прежняя.               0,5