Эффективное использование экономических ресурсов.
- Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Виды потребностей, ресурсов и благ.
- Выбор общества в условиях ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Конечной целью любой экономической системы является удовлетворение потребностей человека и общества. С этим связано большинство проблем экономического развития, как на микро, так и на макро уровне. Решение этих проблем осуществляется с учетом двух фундаментальных аксиом:
- Потребности человека и общества безграничны и полностью не удовлетворимы (закон возвышения потребностей: потребности растут не только количественно, но и качественно);
- Ресурсы, которыми располагает человек и общество для создания благ, удовлетворяющих потребности, в основном, ограничены.
Потребность – 1) нужда в чем-либо, отражающая зависимость человека от объективных условий его существования; 2) нужда, принявшая определенную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности по субъекту: групповые, индивидуальные, общественные. Здесь потребность заменяется понятием «интерес».
Объекты потребностей: материальные (материальные блага), социальные (общественно-полезная деятельность), духовные (всевозможная информация).
Потребности: вечные (которые видоизменяясь, переходят от одного этапа общественно-экономического развития к другому), приходящие (свойственные конкретному этапу общественно-экономического развития).
Потребности: обобщенные, предметные (служащие реализацией обобщенных).
Пирамида Маслоу (личных потребностей):
Различают личные и производственные потребности. Потребности производственные – связаны с воспроизводством элементов производственной системы.
Блага – 1) средства, с помощью которых удовлетворяются потребности; 2) любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, т.е. обладающий для него определенной полезностью.
Благо ≠ товар. Благо ≠ продукт.
Критерий для разделения частных и общественных благ: соперничество, возможность исключения из потребления отдельных субъектов либо групп.
Частные блага – предоставляются на условиях платного доступа и доступны отдельным группам. Частные блага: материальные и не материальные, потребительские и капитальные, нормальные, нейтральные и низшие.