Цены и теория ценообразования

 

Купля-продажа результатов производства ("товаров") факт признания за ними общественности ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть "рыночная экономика".

Непосредственный толчок к такому движению даёт взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них сам является результатом множества сложнейших процессов. Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манипулирования ими, а опосредованного воздействия на цены через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн "ускоренного" решения экономических проблем путем прямого назначения цен.

Конечно, в экстремальных ситуациях такое управление ценами на короткий срок может быть оправданно, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики недопустимо.

Эти два метода регулирования цен и различают "рыночную" и "административную" экономику: первой присуще преимущественно опосредованное воздействие на цены, второй - прямое.

Рыночная трансформация отечественной экономики означает переход от директивного ценообразования к рыночному, обеспечивающему возникновение системы равновесных цен как результата свободного взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Эrот самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов.

Первый представлен "стоимостной" концепцией ценообразования, наиболее полно разработанной К. Марксом в его учении об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости.

Суть данной концепции состоит в следующем. Товар имеет "Стоимость" и 'цену".

Стоимость - это воплощенные в товаре общественно-полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивно труда. А коль скоро всякий спортивный товар есть результат труда, тo это делает все товары качественно-однородными, а значит, сопоставимыми и самоизмеримым.

Понятно, что при таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно-однородным, трудом "вообще", лишённым конкретики (в экономической теории подобный труд принято называть "абстрактным").

Следовательно, отношение стоимостей различных спортивных товаров отражает отношение представленных в каждом из них величин абстрактного труда. Эти величины и предопределяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается "цены" товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного спортивного товара может отклониться от eгo стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.

Таким образом, Марксова теория усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым строго различая "стоимость" и "цену".

Другой подход объясняет цену производства спортивного товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте использования производственных ресурсов.

При этом рыночная цена товара зависит, не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной ("внестоимостной") величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена "освобождается" от стоимости, для объяснения цены в ней нет нужды.

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену спортивного товара - "предложение" или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности товара?

Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.