Тема 9. Социальное партнерство
Социально-трудовые отношения – это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Рисунок 9.1. Типы социально-трудовых отношений
Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.
Социальное партнерство предполагает:
1. Согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений.
2. Переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий.
3. Наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях.
4. Участие наемных работников в управлении предприятиями
5. Снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон.
Трипартизм – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.
Бипартизм- двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий.
Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социально-трудовых прав и интересов.
Рисунок 9.2. Методы взаимодействие социальных партнеров
Система социального партнерства включает в себя следующие основные элементы:
· совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
· совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
· соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.
Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:
· постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;
· постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;
· установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;
· кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;
· системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;
· работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;
· доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.
Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
Трудовые конфликты - противоречия организационно-трудовых отношений, принимающие характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров (соглашений) по вопросам социально-трудовых отношений.
Различают следующие типы конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой. Каждый из указанных типов по форме протекания может быть скрытым или открытым; по характеру – преднамеренным или непреднамеренным; по последствиям – разрушительным (дисфункциональным) или созидательным (функциональным).
Разрешение трудового конфликта – это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия.
Компромисс– это уступка в каких-то, как правило, второстепенных элементах предмета конфликта.
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора; это крайнее средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Рисунок 9.3. Структура конфликта
Рисунок 9.4. Формы разрешения трудового конфликта