Информационные системы

Информационные системы организации можно рассматривать с различных точек зрения:

· организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующих единое целое;

· организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и коммуникаций, реализующих информационные процессы;

· набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, распределяют информацию;

· система обработки информации, которая, в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации (людские, финансовые, технические и др.), предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1 – 99).

Корпоративная информационная система решает одну основную задачу – информационная поддержка эффективного управления всеми ресурсами предприятия (планирование производственной деятельности, управление закупками, запасами, складированием, транспортировкой и продажами, управление финансами, управление персоналом, управление затратами, управление проектами (программами), проектирование изделий и технологических процессов и др.).

Основные требования к информационной системе организации могут быть сформулированы следующим образом2:

1) Функциональная (а для зарубежных ИС – и лингвистическая) локализация информационной системы в соответствии с видами деятельности и потребностями предприятия.

2) Обеспечение информационной безопасности: конфиденциальность – защита информации от несанкционированного доступа (разграничение доступа к информации, например, через систему индивидуальных паролей, многоуровневая система защиты данных и т. д.); целостность – защита точности, полноты информации, программного обеспечения; доступность – оперативное обеспечение пользователя информацией и услугами, соответствующими его уровню доступа.

3) Реализация удаленного доступа к информации в случае внедрения ИС на крупном предприятии со сложной организационной структурой для оперативного использования информации всеми структурными подразделениями организации.

4) Адаптивность системы к влиянию внешних и внутренних факторов бизнеса (изменение законодательства, направления бизнеса и т. п.).

5) Возможность консолидации информации на уровне предприятия (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т. д.), на уровне отдельных проектов, функций или задач, на уровне временных периодов.