Итальянский театр

Первая мировая война привела Италию к экономической разрухе. Жизненный уровень резко снизился. События 1917 г. в России повлияли на общественную жизнь Италии: по стране проходит широкая волна забастовок, которые завершаются нередко захватом предприятий; поднимается на борьбу крестьянство. Власть не способна противостоять этим событиям, и господствующая буржуазия берет курс на установление фашизма в 1922 г.

Остро это отразилось на духовной жизни, кризис переживала итальянская интеллигенция, что отчетливо отразилось в драматургии Пиранделло.

Во время фашистской диктатуры 1922-1943 гг. итальянский театр находился в состоянии застоя, на сцене шла низкая в идейном отношении драматургия, проповедовавшая мещанскую мораль. А попытки создать «героический», «неоклассический» театр провалились.

Реакционным тенденциям пытались противостоять диалектные театры (например, театр в Неаполе, организованный в конце 20-х гг. Э. Де Филиппо). Спектакли этого театра были посвящены современности, отличались демократическим и гуманистическим направлением.

Ликвидация фашизма в Италии и мощный подъем демократических сил создали в стране предпосылки для развития и укрепления прогрессивного реалистического искусства. Возникает и бурно развивается неореалистическое кино, творцами которого нередко были и театральные деятели (Луиджи Висконти, Витторио Де Сика, Эдуардо Де Филиппо). Сценическое искусство стремится найти новые выразительные средства, обращается к социально заостренной и жизненно достоверной драматургии. Но правительственная политика в области театра тормозит развитие театрального искусства.

Луиджи Пиранделло (1867-1936) приобрел известность в 20-е гг. В своих пьесах он выступал против самодовольства буржуазии и мещанства, иронически обнажал пороки этого общества.

В ранних пьесах изображен быт и нравы сицилийской деревни (он родом из Сицилии), следуя приемам веризма (близкого натурализму). Лучшая пьеса этого периода – комедия «Лиола» (1916). Она выражает радость жизни, полна песен, в ней нет надлома, который будет характерен для последующих пьес.

Затем радостное ощущение жизни у Пиранделло сменяется разочарованием, неверием в возможность обретения счастья. Его герои живут двойной жизнью – реальной и иллюзорной. Спасение от действительности – в иллюзиях. Такова пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» (1921). Она широко известна в мире.

Действие пьесы построено так. В театре во время репетиции появляются шесть персонажей еще не написанной пьесы. Они сначала рассказывают, а потом разыгрывают перед директором и актерами свою трагическую жизнь.

(В семье раздоры; мать в свое время бросила мужа, завела новую семью, но ее второй муж умер, и она возвращается со своей взрослой дочерью и двумя детьми – мальчиком и девочкой к первому мужу. Кульминация этой истории – посещение «отцом», т.е. первым мужем, дома терпимости, где он встречает свою падчерицу).

Актеры пытаются по указанию директора сыграть эту историю на сцене, но получается только бледная копия. Для актеров эта история – иллюзия, но иллюзия завершается трагически – младший сын матери стреляет себе в грудь. Иллюзия превратилась в реальную трагедию.

В пьесе «Генрих IV»(1922) усиливаются социальные мотивы. Молодой человек из знатной семьи получил серьезную травму головы, в следствии чего лишился разума и вообразил себя германским императором Генрихом IV. Чтобы его не травмировать, друзья создают ему в уединенной вилле средневековую обстановку, одеваются в средневековые одежды и разыгрывают перед ним этот маскарад, уверенные, что все это он воспринимает всерьез. Когда же через 20 лет доктор и друзья снова появляются в его доме, то снова разыгрывают перед ним маскарад, не зная того, что он выздоровел. И он, протестуя против этой «игры» шпагой серьезно ранит любовника своей возлюбленной Матильды. Теперь его снова будут считать сумасшедшим, и он снова вынужден носить эту маску.

Что же такое маска? Это не просто иллюзия, это настоятельная необходимость бытия в этом чванливом мире.

Эдуардо Де Филиппо (1900-1984) – крупный драматург, актер, режиссер. На его пьесах заметно влияние как Пиранделло, так и комедии дель арте. Темы для своих пьес он брал из окружающей жизни, но это не натуралистические зарисовки; в них много неожиданных поворотов, игрового начала. Здесь органически сплетаются комедийное и драматическое начала.

Де Филиппо создал в Неаполе диалектный театр в конце 20-х гг., который противостоял реакционным тенденциям в театральном искусстве. С 1931 по 1973 г. он был драматургом, режиссером и актером этого театра, помимо этого, снимался в кино. В большинстве пьес Э. Де Филиппо действие развертывается в семейном кругу, но тематика, тем не менее, отражает общественные проблемы современной Италии.

В 1945 г. он создал пьесу «Неаполь – город миллионеров», посвященную событиям военного времени. В центре пьесы – отец семейства трамвайщик Дженнаро, честный человек. А семья его – жена и дети – охваченные спекулятивной горячкой, имеют дело с запрещенными законом товарами. И он вынужден помочь им спрятать их от полиции. А после возвращения Дженнаро с фронта он становится еще непримиримей к злу, и семья начинает понимать его.

В пьесе Филумена Мартурано» (1946) идет двойная игра в других обстоятельствах. В начале пьесы она симулирует, что она при смерти, чтобы заставить своего давнего любовника жениться на ней. Как только произошло венчание, Филумена выздоровела. Возмущенный Доменико готов покинуть ее навсегда, но Филумена придумывает еще одну уловку. Она представляет ему трех своих сыновей, один из которых его сын. Доменико пытается разгадать, но каждый из сыновей одинаково корректен с ним. В конце концов наступает общее примирение. Через личную судьбу героев автор рисует общественные нравы (о бесправном положении женщины, в которое ее ставят социальные условия).

«Ложь на длинных ногах» (1947). Здесь герой искренне верит, что можно прожить правдой, в то время, как жизнь всех окружающих его людей построена на лжи. Это приводит к ряду драматических коллизий. Ироническая улыбка автора подчас приобретает характер горькой усмешки.

«Суббота, воскресенье, понедельник», «Винченцо Де Преторе» (или «Никто») – пьесы конца 50-х гг.

В пьесе «Мэр района Санита» (1961) Де Филиппо выходит за пределы семейной тематики. Мэр Антонио Барракано мечтает не только сделать жителям района Санита добро, но и заставить их отказаться от злобы и ненависти. Но он вскоре становится жертвой своего благородства: желая примирить дельца Артуро Сантаньелло с сыном, мэр получает от него смертельное ранение.

Сюжеты всей драматургии Эдуардо Де Филиппо – из жизни, его герои – простые люди из народа. Он ничем не украшает реальные характеры и реальные ситуации. А благородные побуждения живут в сознании людей, он это видит и правдиво передает в своих пьесах.