Английский театр

В последние десятилетия XIX в. Англия постепенно теряет положение первой промышленной страны в мире. Но господствующие классы продолжали получать огромные богатства от эксплуатации обширных колониальных владений.

Политический строй, сложившийся еще на рубеже XVII-XVIII вв. не претерпел коренных изменений, и в начале ХХ века Англия продолжала существовать как парламентская монархия. И в настоящее время продолжается борьба за власть между партиями консерваторов и лейбористов, но фактически политика у этих партий одинаковая.

Революция 1917 года в России обострила противоречия и политическую борьбу. Прогрессивное искусство переживало подъем в период между первой и второй мировыми войнами. Оно отмечено достижениями реалистической драматургии, связанной с именами Б. Шоу, Д. Голсуорси, Ш. О’Кейси.

В Англии тоже можно отметить разрыв между передовой драматургией и театральным репертуаром.

В конце XIX в. передовыми деятелями английского театра было основано «Сценическое общество», которое сыграло свою роль в утверждении реализма. Закрытые спектакли этого Общества знакомили английских зрителей с драматургией Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, минуя цензурные запреты. Но театры реалистического направления после нескольких сезонов вынуждены были закрываться из-за отсутствия государственной и общественной материальной поддержки. Одновременно с такими театрами существуют театры, специализирующиеся на постановках развлекательного и детективного характера. Несмотря на то, что в Англии идет движение за создание национального театра, оно достигает своей цели только после второй мировой войны.

Театр в Англии первой половины ХХ века развивался под влиянием Бернарда Шоу(1856-1950). Шоу – драматург, критик, теоретик театра, публицист. Он явился зачинателем современной интеллектуальной школы в драматургии.

Взгляды Шоу эволюционировали. В ранние годы он был сторонником социализма. (Построение социализма – путем постепенных реформ в результате длительной эволюции – идеология Фабианского общества социалистов-реформистов).

После первой мировой войны исторические события подвели его к разочарованию в фабианстве. Октябрьская революция имела сильное воздействие на него, но последовательным марксистом он так и не стал. В своих пьесах он раскрывал сущность современного ему буржуазного общества и его пороки.

Интеллектуальная драма Шоу лишена сухого рационализма и дидактики. В остроумной, парадоксальной манере драматург говорить о самых жгучих серьезных вопросах современности. Буржуазная пресса называла его «шутником», на что он ответил: «Моя основная шутка заключается в том, что мне совсем не до смеха».

Парадоксальность и иносказания – характерная манера Шоу. Парадоксальны не только высказывания персонажей, но и ситуации, изображенные им.

Несмотря на преобладание критического, негативного начала, его пьесы не пессимистичны. Шоу смеется, иронизирует, нигде не впадает в отчаяние. Но и романтики в его творениях нет, почти нет лирики, а любовные перипетии освещены иронией.

Пьесы имеют пространные предисловия, в которых затрагиваются общие эстетические проблемы театрального искусства. Эти предисловия, а также его публицистика составляют вклад в теорию критического реализма ХХ в. и не утрачивают своего значения до наших дней.

Первые пьесы Шоу («Дома вдовца», или «Трущобы», 1892, и «Профессия миссис Уоррен», 1893) созданы для Независимого театра в Лондоне, который, как и Свободный театр Антуана в Париже, ставил задачу пропаганды новой драматургии. В этих пьесах он раскрывает типичное буржуазное лицемерие: респектабельность, материальное благополучие, аристократичность «хозяев жизни» паразитирует на нищете трущоб, достигается «торговлей своими убеждениями». Шоу обвиняет не только своих героев, но в большей мере социальный строй, который толкает людей на такой способ «благополучной» жизни.

Шоу пишет и исторические пьесы («Цезарь и Клеопатра»), по-своему переосмысливая исторический сюжет. Превращая Цезаря в обыкновенного старого английского джентльмена, он наделяет его буржуазным здравым смыслом. И он решает сделать из экстравагантной девчонки Клеопатры настоящую царицу. И ему это удалось – Клеопатра превратилась в беспощадного деспота-тирана.

Шоу интересуют вопросы войны и мира и проблемы внутренней жизни Англии. Интересна пьеса «Майор Барбара» (1905); это остро сатирический памфлет, направленный против монополиста, владельца оружейного завода, который проповедует: «Дорога жизни ведет через фабрику смерти».

Одна из самых популярных пьес Шоу – «Пигмалион» (1912). Профессор Хиггинс, подобно античному Пигмалиону, путем упорного труда сумел превратить неграмотную цветочницу в воспитанную девушку, которая ни манерами, ни речью не отличается от светских леди. Но, в отличие от Пигмалиона, Хиггинс проявляет полное равнодушие к своему «изваянию» – Элизе, к ее человеческому достоинству, к ее чувствам. Эксперимент окончен. Это вызывает гнев Элизы, и она покидает своего Пигмалиона.

«Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) Шоу назвал «фантазией в русском стиле на английские темы» (имеется в виду влияние драм Чехова).

В «Святой Иоанне» (1923) Шоу рисует чарующий образ девушки из народа. Но как в средние века, так и в ХХ веке народная героиня Жанна буржуазному обществу не нужна, и оно ее уничтожает.

Позднее Шоу обращается все чаще к общественно-политическим проблемам. Появляется пьеса «Тележка с яблоками» (1929), в которой автор саркастически рисует королевскую власть и правительство. Борьба здесь происходит не между королевской властью и демократией, а между ними обеими с одной стороны и плутократией – с другой. Плутократия под завесой демократии насильственно уничтожила королевскую власть, а затем подкупила и поглотила демократию. Нынче капитал ведает всем!

«Миллионерша» (1935) – пьеса о равнозначимости закона для всех. С незапамятных времен человечество будоражит мысль об этом: закон равнозначен для всех. Но не все равны перед законом. В действительности существует один закон для имущих, а другой для неимущих, один для ловкачей, другой для простаков, один для сильных, другой для слабых, один для невежд, другой для ученых и т.д.

Джон Голсуорси(1867 – 1933) в драматургии, как и Шоу, исходил из метода критического реализма, но значительно отличался от него литературной манерой и мерой разоблачения существующих порядков. Он был только объективным наблюдателем жизни.

Славу ему принесла «Сага о Форсайтах» (1906) и первая пьеса – «Серебряная коробка». Эта пьеса о двух законах, об одном для бедных, другом для богатых. Автор дает параллельные ситуации: избалованный сынок буржуазной семьи Джек Бартвик и безработный Джоунз совершают одно и то же преступление – мелкую кражу. О них говорят, что они – «угроза для общества». Но суд осуждает только бедняка Джоунза.

К проблемам несправедливости суда он обращается и в дальнейшем (пьеса «Правосудие», 1910). В 1909 г. появляется пьеса «Борьба», где впервые в английской драматургии речь идет о стачке на заводе. Драма «Толпа» (1911) направлена против колониализма и шовинизма. В «Беглянке (1913) – о положении женщины в английском светском обществе. В пьесе «Мертвая хватка» (или «без перчаток», 1920) он сатирически изображает представителей старой аристократии и современных дельцов.

Лучшей пьесой считается драма «Джунгли» (1924). Время действия – канун англо-бурской войны конца XIX в. Джунгли – это не только в Африке, в Сити, деловом квартале Лондона – те же джунгли. Южноафриканские акции крупного финансиста Бастейпла вот-вот понизятся в цене, и он задумал экспедицию в Конго, где необходимо опередить бельгийцев и использовать дешевую рабочую силу китайских кули. Эта откровенно колонизаторская программа прикрывается благородной задачей борьбы с работорговлей. Члены экспедиции – капитан Локьер, доктор Фрэнкс, Джеймс Колли и ученый-натуралист Хэррик – не подозревают об истинных целях путешествия. Это знает только некий Струд, исполнитель воли финансиста. В первом и последнем актах действие происходит в Лондоне, в кабинете Бастейпла, во втором и третьем – в джунглях: люди болеют лихорадкой, погибают один за другим носильщики и охрана, но Струд упорно гонит всех дальше и дальше, в глубь непроходимых джунглей, ибо там, оказывается, имеются залежи алмазов!

Среди туземного населения – девушка Амина, полюбившая ученого Хэррика и бесконечно предана ему. Ее брат, араб Самед, живущий в джунглях, может спасти экспедицию от нападения дикарей. Но Амина хочет спасти одного Хэррика, она уверяет брата, что Хэррик «хороший», а Струд «плохой». В конце концов Хэррик гибнет, раненый ядовитыми стрелами, Амина в ужасе от горя, и она вонзает нож в грудь беспощадного Струда. Так закончилась экспедиция, задуманная как коммерческое предприятие. Но делец Бастейпл все же удваивает свои прибыли.

Пьеса была не только политически злободневна. В ней очень напряженно развивается действие, хорошо выписаны образы.

Шон О’Кейси (1882-1964), ирландец по происхождению; в его пьесах тесно переплетаются реализм и романтика, героика и жизненная правда. Его поэтика тесно связана с древними ирландскими сагами. Но сюжеты пьес строятся на современных событиях. Его трагедия «Плуг и звезды» посвящена национально-освободительной борьбе народа. Но сатирическая направленность вызвала нападки на автора со стороны реакционных кругов, и он должен был эмигрировать в Англию в 1926 г.

Наиболее интересной является трагедия «Красные розы для меня» (1942). События в ней изображены в романтически возвышенной манере, здесь тесно переплетаются поэзия героизма и проза обыденной жизни, символика и реальность. Цвет и освещение, игра красок приобретают активную роль и даже символическое значение.

О’Кейси впервые вывел на английскую сцену нового героя – сознательного борца-революционера.

Джон Бойнтон Пристли (1894 – 1984) в своем творчестве отразил мироощущение современного буржуазного интеллигента, его колебания, неуверенность, сомнения и противоречивость. Взгляды на театр изложены в сборнике «Искусство драматурга». Основная мысль следующая: «Вносите жизнь в театр, а театр – в жизнь» и поясняет: «Хорошая пьеса должна отвечать двум требованиям: характеру и действию в жизни, с одной стороны, и высокому условному искусству театра – с другой».

Пьеса «Опасный поворот» (1932) выдвинула автора в число ведущих драматургов 30-х гг. В ней Пристли обличает лицемерие господствующего класса Англии, лживость его морали.

Веселая компания из респектабельного английского общества живет в мире и согласии. Уже позабыто трагическое событие – самоубийство Мартина, брата хозяина дома Роберта Кэплена. Но скоро безмятежность нарушается. Драматург решил снять маски со своих героев, узнать, что было бы, если бы они решили говорить правду. В течение второго и третьего актов идет как бы расследование, и выявляется неприглядная картина: каждый из них предстает в таком свете, что становится не по себе. Мартин был полупомешанным развратником, а жена Роберта любила его до самозабвения и изводила своей любовью, компаньон Стэнтон оказался лжецом и вором, Гордон развращенным истериком, а молодая красавица Бетти – коварная, похотливая «мартовская» кошка. Внешнее благополучие рухнуло.

Но финал по воле автора благополучен: все вернулись к маскараду жизни этого милого светского общества, вечеринка продолжается, все счастливы, довольны собой, мираж окончился. Приемом «двойной жизни» Пристли срывает маски с лондонского общества, которое заполняет салоны.

Срывание масок добропорядочности встречается и в других пьесах Пристли – «Инспектор пришел» (1942).

В некоторых пьесах Пристли обращается к теме судьбы «маленького человека» («Корнелиус», 1935; «Время и семья Конвей», 1937).

В 50-е гг. он обращается к сатире. Появляется пьеса «Клад на острове Пеликан», в русском переводе «Сокровище» (1953). Здесь компания англичан, которые клянутся друг другу в вечной дружбе, после нахождения клада на острове превращается в ярых врагов; они готовы растерзать любого, кто посягает на их долю сокровища.

Сатирой можно назвать и пьесу «Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун» (1955). Действие происходит в провинциальном городке Брикмилле – «городе-призраке», где всё ненастоящее. Управляющий банком мистер Кеттл однажды утром объявляет, что отныне он намерен уклоняться от ответственности и обязательств, которыми обременен каждый гражданин Британии. Это своеобразный вызов. Городок всполошился. Его принимают то за пьяницу, то за сумасшедшего, то за смутьяна. И только миссис Мун поняла его. И, бросив вызов мещанскому обществу, мистер Кеттл и миссис Мун уезжают. Куда? Неизвестно. К новой жизни без лжи и лицемерия.

Одна из последних пьес написана для телевидения – «Теперь пусть уходит» (1957). В ней сочетаются критические и лирические элементы.

Пристли близок к творческой манере Шоу: его пьесы – это интеллектуальные драмы, действие построено на острых, парадоксальных диалогах, ему чужда романтическая возвышенность, он с иронией рисует нравы буржуазного общества. Но в своих взглядах Пристли непоследователен; а это и есть свидетельство того, какая сложная борьба идет в его стране между передовыми и упадочными тенденциями в культуре.