Практические рекомендации для журналистов
В связи с какими событиями обычно наблюдается всплеск интереса к истории?
Лекция 2. Специфика исторической журналистики. Практические рекомендации для журналистов-историков.
Журналист по сути является летописцем, так как он пишет историю. Поэтому для журналиста важно быть максимально объективным, максимально чётко передавать историю, не упускать из виду важные факты.
Описывать явления настоящего – достаточно сложная задача. И за это отвечают большинство жанров современной журналистики.
За изучение прошлого берутся лишь заинтересованные люди.
Что обычно побуждает журналиста обратиться к прошлому?
1. Найти аналогию в прошлом явлению, имеющему место в настоящем;
2. Установить причины возникновения того или иного явления;
3. Рассказать аудитории о событии с поучительной целью – чтобы люди не повторяли тех же самых ошибок;
4. Стремление найти сенсацию в прошлом;
5. Патриотические побуждения и желание распространить информацию о том или ином явлении;
6. Необходимость написания материала о какой-либо традиции, празднике, очередная годовщина того или иного исторического события.
7. Работа над книгой памяти, энциклопедией города или области/республики.
1. Годовщина событий Великой отечественной войны;
2. Годовщина Февральской и Октябрьской революций;
3. День города, юбилеи различных предприятий, учебных заведений, известных людей;
4. Победы интеллектуальных, спортивных, других команд в престижных конкурсах;
5. Приезд высоких гостей (обращение к истории дипломатических отношений);
6. Национальные праздники, дни независимости;
7. Городские конференции, конкурсы, кроссы наций и т.п.
Источники информации для журналиста:
- Музей истории города;
- Отделы кадров предприятий, учреждений;
- Ветераны войны;
- Интернет;
- Библиотеки:
Центральная библиотека – о городе;
Библиотека ОАО «КАМАЗ» - краеведческий отдел, о КАМАЗе, о городе;
6. Подшивки газеты «Трактор», «Знамя коммунизма»
Материалы об учреждениях культуры, образования, здравоохранения, о предприятиях, организациях должны включать в себя следующие сведения:
- Дата основания.
- Личность основателя: годы жизни (дата рождения), основные биографические сведения, род занятий, достижения.
- Основные этапы развития (с точными датами) и их характеристика:
а) основные достижения за определённый период времени;
б) люди, сыгравшие важную роль в жизни предприятия/организации/ учреждения на данном этапе его развития (краткие биографические сведения о людях);
4. Описание сферы деятельности данного предприятия/учреждения/организации и его/её роль в данной сфере.
5. Основные достижения предприятия/учреждения/организации.
6. Сотрудничество с другими предприятиями, учреждениями, организациями;
7. Взаимоотношения с государственной властью;
8. Участие в общественных мероприятиях, праздниках, проводимых в Набережных Челнах.
Материалы о людях должны включать в себя следующие сведения:
1. Дата рождения (годы жизни), место рождения.
2. Сведения о родителях, братьях, сёстрах.
3. Образование – среднее, высшее.
4. Выдающиеся способности, склонности, проявившиеся в юности (например, любовь к природе, склонность к литературному творчеству, увлечение музыкой);
5. Карьера – места работы, награды, полученные за время трудовой деятельности, достижения;
6. Семья, дети.
7. Хобби, увлечения.
8. Участие в общественных мероприятиях, праздниках.
9. Главное достижение (на данный момент или за всю жизнь).
10. Слова других людей об этом человеке.
Материалы о событиях (собраниях, совещаниях, чемпионатах, фестивалях, концертах) должны включать в себя следующие сведения:
- Когда произошло событие.
- Обстоятельства, предваряющие событие (подписание указа, договор, решение).
- Масштаб события (всероссийское, республиканское, городское, количество участников, сколько техники или сооружений привлечено, каков бюджет).
- Организаторы и главные участники события (поимённо – с подробным указанием должностей, имён, фамилий, краткие биографические сведения, достижения).
- Роль события в жизни Набережных Челнов.
- Итоги события.
Методы получения информации для журналиста-историка:
- Работа с документами;
- Интервью;
- Эксперимент.
Методы обработки данных:
- контент-анализ;
- сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.
- традиционный анализ.
Методы представления информации:
1. Идиографический метод
От греч.Idios - особенный + Grapho - пишу
Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.