Практические рекомендации для журналистов

В связи с какими событиями обычно наблюдается всплеск интереса к истории?

Лекция 2. Специфика исторической журналистики. Практические рекомендации для журналистов-историков.

Журналист по сути является летописцем, так как он пишет историю. Поэтому для журналиста важно быть максимально объективным, максимально чётко передавать историю, не упускать из виду важные факты.

Описывать явления настоящего – достаточно сложная задача. И за это отвечают большинство жанров современной журналистики.

За изучение прошлого берутся лишь заинтересованные люди.

Что обычно побуждает журналиста обратиться к прошлому?

1. Найти аналогию в прошлом явлению, имеющему место в настоящем;

2. Установить причины возникновения того или иного явления;

3. Рассказать аудитории о событии с поучительной целью – чтобы люди не повторяли тех же самых ошибок;

4. Стремление найти сенсацию в прошлом;

5. Патриотические побуждения и желание распространить информацию о том или ином явлении;

6. Необходимость написания материала о какой-либо традиции, празднике, очередная годовщина того или иного исторического события.

7. Работа над книгой памяти, энциклопедией города или области/республики.

 

1. Годовщина событий Великой отечественной войны;

2. Годовщина Февральской и Октябрьской революций;

3. День города, юбилеи различных предприятий, учебных заведений, известных людей;

4. Победы интеллектуальных, спортивных, других команд в престижных конкурсах;

5. Приезд высоких гостей (обращение к истории дипломатических отношений);

6. Национальные праздники, дни независимости;

7. Городские конференции, конкурсы, кроссы наций и т.п.

 

Источники информации для журналиста:

  1. Музей истории города;
  2. Отделы кадров предприятий, учреждений;
  3. Ветераны войны;
  4. Интернет;
  5. Библиотеки:

Центральная библиотека – о городе;

Библиотека ОАО «КАМАЗ» - краеведческий отдел, о КАМАЗе, о городе;

6. Подшивки газеты «Трактор», «Знамя коммунизма»

 

Материалы об учреждениях культуры, образования, здравоохранения, о предприятиях, организациях должны включать в себя следующие сведения:

  1. Дата основания.
  2. Личность основателя: годы жизни (дата рождения), основные биографические сведения, род занятий, достижения.
  3. Основные этапы развития (с точными датами) и их характеристика:

а) основные достижения за определённый период времени;

б) люди, сыгравшие важную роль в жизни предприятия/организации/ учреждения на данном этапе его развития (краткие биографические сведения о людях);

4. Описание сферы деятельности данного предприятия/учреждения/организации и его/её роль в данной сфере.

5. Основные достижения предприятия/учреждения/организации.

6. Сотрудничество с другими предприятиями, учреждениями, организациями;

7. Взаимоотношения с государственной властью;

8. Участие в общественных мероприятиях, праздниках, проводимых в Набережных Челнах.

 

Материалы о людях должны включать в себя следующие сведения:

1. Дата рождения (годы жизни), место рождения.

2. Сведения о родителях, братьях, сёстрах.

3. Образование – среднее, высшее.

4. Выдающиеся способности, склонности, проявившиеся в юности (например, любовь к природе, склонность к литературному творчеству, увлечение музыкой);

5. Карьера – места работы, награды, полученные за время трудовой деятельности, достижения;

6. Семья, дети.

7. Хобби, увлечения.

8. Участие в общественных мероприятиях, праздниках.

9. Главное достижение (на данный момент или за всю жизнь).

10. Слова других людей об этом человеке.

 

Материалы о событиях (собраниях, совещаниях, чемпионатах, фестивалях, концертах) должны включать в себя следующие сведения:

  1. Когда произошло событие.
  2. Обстоятельства, предваряющие событие (подписание указа, договор, решение).
  3. Масштаб события (всероссийское, республиканское, городское, количество участников, сколько техники или сооружений привлечено, каков бюджет).
  4. Организаторы и главные участники события (поимённо – с подробным указанием должностей, имён, фамилий, краткие биографические сведения, достижения).
  5. Роль события в жизни Набережных Челнов.
  6. Итоги события.

 

Методы получения информации для журналиста-историка:

  1. Работа с документами;
  2. Интервью;
  3. Эксперимент.

Методы обработки данных:

  1. контент-анализ;
  2. сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.
  3. традиционный анализ.

 

Методы представления информации:

1. Идиографический метод

От греч.Idios - особенный + Grapho - пишу

Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.