Личность писателя

Михаил Михайлович Зощенко

Тема 4

(1894 –1958)

 

Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля (9 августа по новому стилю) 1894 г. в Петербурге. Его отец был художником, постоянным иллюстратором дореволюционного журнала «Нива». Отец Зощенко умер в 1907 г. в 49 лет от разрыва сердца. Семья родителей писателя распалась, когда он еще был ребёнком.

В 1913 г. Зощенко окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В апреле 1914 г. он был отчислен «за невзнос платы за весеннее полугодие 1914 г.». В сентябре 1914 г. его зачислили юнкером в Павловское военное училище. Начавшаяся Первая мировая война помешала окончить училище. После прохождения ускоренных четырехмесячных курсов военного времени Зощенко был произведен в прапорщики и направлен «служить в Мингрельский полк Кавказской гренадерской дивизии» в должности младшего офицера пулеметной команды. Он писал позднее о своей военной карьере:

«В девятнадцать лет я был уже поручиком

В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны».

Зощенко был награжден многими орденами. 10 ноября 1916 г. произведен в штабс-капитаны, назначен командиром роты. Война подорвала его здоровье.

Из-за негодности к военной службе его назначают комендантом Петроградского почтамта и телеграфа. Но кабинетная должность не удовлетворяла Зощенко, он пытался вернуться к военной службе: был направлен в Архангельск, где служил адъютантом дружины и был избран секретарем полкового суда. Здесь он получил предложение полковника французского экспедиционного корпуса покинуть Россию, но ответил на него отказом. Вернувшись весной 1918 г. в Петроград, М.Зощенко записывается добровольцем в Красную Армию, служит в 1-м Образцовом полку деревенской бедноты полковым адъютантом, весной 1919 г. участвует в боях под Нарвой и Ямбургом. После сердечного приступа Зощенко комиссовали из рядов Красной Армии, и он устраивается работать милиционером на станции Лигово, но в конце 1919 г. особым отделом медицинской комиссии Петроградского Губчека признается негодным к военной службе.

Зощенко еще в детстве мечтал стать писателем, но, прежде чем найти свой путь в литературу, ему пришлось сменить множество профессий: он работал «милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем». Будущий писатель много путешествовал по стране: побывал на Ледовитом океане, в Новгороде, Пскове, Смоленской губернии.

Самые ранние литературные опыты Зощенко относятся к 1907 – 1910 гг., попытки писать рассказы и фельетоны возобновляются в 1914, 1917, 1918 гг. Позднее Зощенко признавался, что в сравнении с его опытом освоения десяти или двенадцати профессий литературная работа оказалась особенно трудной.

Среди начинающих литераторов Зощенко был едва ли не самой яркой индивидуальностью.

«Это один из самых красивых людей, каких я когда-либо видел. Ему едва исполнилось двадцать четыре года. Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах». Портрет Зощенко, описанный Чуковским, во многом напоминает собственные впечатления писателя о внешности его отца и деда – это были удивительно красивые люди.

По впечатлениям участницы группы «Серапионовы братья» Елизаветы Полонской, молодой Зощенко был неразговорчив, замкнут, общение давалось ему с трудом. Сам Зощенко признавался, что ему нелегко общаться с людьми, особенно с женщинами. Описывая одно из своих свиданий с любимой девушкой, он воспроизвел запомнившееся ему замечание возлюбленной о том, что он может молчать часами. Повествуя об эпизоде сватовства в Архангельске, он заметил, что в момент, когда он остался с девушкой наедине, его молчание приобрело катастрофический характер. Вспоминая встречу с Маяковским, Зощенко упоминает и о том, что испытывал тягостные ощущения из-за того, что не мог прервать затянувшуюся паузу в разговоре. Свою мрачность и закрытость в общении с людьми он объяснял тем, что смех из его собственной жизни переместился в его творчество.

Анализируя начало своей литературной работы, Зощенко вспоминал, что один из его первых рассказов, посланный в петроградскую «Красную газету» (октябрь 1918 г.), когда он работал телеграфистом пограничной охраны, заставил его всерьез задуматься о том, что «новый мир, новые люди, новая речь» требуют поиска совершенно иной манеры письма. Позднее Зощенко сознательно вырабатывает свой особый стиль, ориентируясь на потребности реально существующего читателя, на язык улицы.

Зощенко мастерски овладел новым языком послереволюционной эпохи и утвердился в намерении посвятить себя сатирической литературе. Он пишет пародии на Замятина, Шкловского, Вс. Иванова. Чуковскому запомнилась «меткая и убийственно злая пародия» на его книгу «От Чехова до наших дней». С той поры у Чуковского навсегда сложилось мнение, что Зощенко «был человек своенравный, ретиво отстаивающий свою «самостийность» и, конечно, без всякой посторонней указки выбравший свой писательский путь, никому не подражая и ни с кем не советуясь».

Знакомство Зощенко в этот период со многими выдающимися писателями – Блоком, Горьким, Замятиным, Есениным, Маяковским, Ремизовым – сыграло большую роль в становлении его творчества.