Ввод с клавиатуры

Очистка экрана.

Вывод на экран

Присвоение значений переменным

 

Присвоить некоторое значение переменной можно следующим образом:

Имя_переменной = {Строковое_выражение | Арифметическое_выражение}

При присвоении значения необходимо следить за тем, чтобы тип переменной соответствовал типу выражения, расположенного справа от знака равенства. Если Вы попробуете присвоить строковое выражение арифметической переменной или наоборот, то получите ошибку несоответствия типов. Необходимо также точно соблюдать соответствие между типом числовой переменной и типом арифметического выражения, чтобы избежать ошибок при вычислениях.

Следует следить за тем, чтобы при вычислениях не было переполнения значения переменной.

Конструкции, в которых переменная находится слева и справа от знака равенства, применяются очень часто. Интерпретация такого выражения достаточно проста. Сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака равенства с учетом текущих значений переменных, и только после этого происходит присвоение значение переменной, расположенной слева от знака равенства.

 

 

10.3. Ввод/вывод

 

В этом разделе Вы познакомитесь с операторами и функциями, которые реализуют вывод на экран и ввод с клавиатуры.


Оператор PRINT позволяет выводить данные на экран.

 

Синтаксис оператора PRINT: PRINT [Выражение] [{;|,} Выражение]...[{;|,} ]
Выражение
- Арифметическое или строковое выражение. Значение выражения выводится на экран.
{;|,} - Устанавливает начало последующего вывода:
;: — значение очередного выражения следует непосредственно за значением предыдущего,
, — значение очередного выражения размещается в начале следующей области вывода. Область вывода — блок из 14 символов.

Если в конце PRINT-выражения нет ни знака ";", ни ",", то выполняется перевод строки, и вывод следующего значения начинается с новой строки.

Примечание: Оператор LPRINT выводит данные на печатающее устройство (принтер). В остальном синтаксис LPRINT идентичен синтаксису оператора PRINT.

 

Оператор CLS очищает экран и используется без параметров. Следующий оператор вывода начинает размещение данных в левом верхнем углу экрана (первая строка, первый столбец).

Пример:
'В данной программе демонстрируется очистка экрана
CLS
'Экран очищен
PRINT "Вывод в левый верхний угол, ";
PRINT "остальное поле экрана свободно"
'Конец программы

 

Описанный далее оператор INPUT дает возможность вводить данные во время выполнения программы, после чего эти данные обрабатываются программой. Появление на экране вопросительного знака означает запрос ввода. Ввод данных завершается нажатием клавиши , и введенное значение сохраняется в заданной переменной.

INPUT [Текст{;|,}] Имя_переменной [, Имя_переменной].

 

Текст- Текст, который будет выведен на экран перед тем, как пользователь осуществит ввод.
{;|,} - Точка с запятой обозначает, что после текста выводится знак вопроса для обозначения необходимости ввода данных. Если вместо точки с запятой стоит запятая, знак вопроса после текста не появится.

Имя_переменной - Переменные, в которых сохраняются вводимые данные. Объявление переменных должно быть выполнено в начале программы.

 

Пример 1:

В приведенной ниже программе вводятся значения трех переменных — height!, breadth!, length!.
Результат вычислений выводится на экран.

'Пример 1
DIM height!, breadth!, length!
CLS
INPUT height!
INPUT breadth!
INPUT length!
PRINT
PRINT "Результат "; height! * breadth! * length!
'Конец программы

Пример 2:

Предыдущая программа имеет очевидный недостаток, так как на экране не видно, что собственно требуется вводить. Однако в операторе INPUT имеется возможность перед каждым вводом данных выводить на экран текст.

 

'Пример 2
DIM height!, breadth!, length!
CLS
INPUT "Введите, пожалуйста, высоту :"; height!
INPUT "Введите, пожалуйста, ширину :"; breadth!
INPUT "Введите, пожалуйста, длину :"; length!
PRINT
PRINT "Результат V="; height! * breadth! * length!
'Конец программы

 

Применение точки с запятой приводит к тому, что после вывода текста на экране появляется знак вопроса, вывод которого можно отменить, если точку с запятой заменить запятой. Предложение INPUT будет выглядеть так:

INPUT "Введите, пожалуйста, высоту :", height!

 

Примечание: Оператор INPUT проверяет, соответствует ли тип вводимой величины типу указанной переменной. Если число с плавающей запятой записать в переменную типа INTEGER, то вводимая величина будет округлена до ближайшего большего целого числа. Если текст вводится в числовую переменную, QBASIC отказывается воспринимать данные и выдает сообщение об ошибке — "Redo from start" (Начните еще раз).