Природа и сущность человека: основные подходы.
Три основных подхода:
1) Субъективистский.
Поведение и жизнь выводится из внутреннего, субъективного мира человека.
2) Объективистский
Человек является предметом и носителем внешних, природных свойств человека.
3) Диалектический (синтетический)
Человек трактуется как единство внутренней субъективности и внешней объективности. Последователи всех подходов либо разделяют понятия « природа» и «сущность», либо не разделяют.
Природа – происхождение, своеобразие;
Сущность – его определенное, системообразующее основание.
1. Экзистенциализм (существование).
Последователи считают, что это единственная теория, которая придает человеку устойчивость, ценит индивидуальность и не делает из него объекта. Они рассматривают человека как совокупность внутренних, духовных ценностей человека. Сосредотачивают внимание на чувствах и настроении, эмоциях и переживаниях человека, на уникальность и невыразимости человеческого бытия – экзистенции (Жан Поль Сартр).
Жан Поль Сартр отрицал возможность определения природы и сущности человека. «Нет никакой природы человека, нет бога, который ее задумал. Человек существо, устремленное в будущее. Ничто не существует до человека, человек станет таким, каков его просит бытие. Человек – это совокупность своих поступков. Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию «ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!!!»
Жан Поль Сартр не отрицает природу человека, а своеобразно трактует ее. Сущность человека является только в результате его жизни, как итог самопостроения.
МЭН – обезличенный, лишенный индивидуальности человек, человек толпы.
А)Религиозный экзистенционализм КАРЛ ЯСПЕРС (1883-1969).
1) Экзистенция является источником формирования личности, порождает проблемы личности.
Экзистенция – это та сторона бытия человека, которая не может быть изучена наукой, Это та потенциальная свобода, это совокупность внутренних возможностей человека, которая исчезает, когда человек начинает действовать. Это индивидуальность, т.е. «самость» исчезает.
2) Существование человека описывается в трех мирах (пластах).
а) повседневный жизненный процесс;
б) собственное сознание (в культуре, в обществе);
в) мир духа, мир абсолютных ценностей, туда можно попасть через веру в Бога.
Экзистенция – это внутренняя свобода человека, заключается в свободе экзистенциональных коммуникаций т.е. неформального личного общения.
Пограничные ситуации показывают несущественность повседневного существования, отбрасывают человека к его экзистенции.
Задача философии – стать подлинным человеком посредством понимания бытия. В своей экзистенции человек одинок и находится перед лицом чужого ему мира. Человек свободен и одинок. «Человек оказывается в тисках свободы, мы прокляты нашей свободой, мы спасаемся бегством от нашей свободы».
Экзистенционализм абсолютизировал индивидуализм человека, приоритет духовного в жизни, предъявил высокие критерии к личному существованию, антиисторизм.
2) В объективистском понимании человек предстает как некое материальное, телесное существо, существо, которое подчиняется объективным законам материи.
· Материалистический подход к человеку, т.е. физикалистский, естественнонаучный подход к человеку. Для представления этого подхода характерно рассмотрение человека как животного (ЭТОЛОГИЯ)
Более мягкая форма – это
· Марксистская философия. Единство биологического и социального. Человек – это и природа, и общественное существо, Биологическая природа человека – естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность – это сущность человека.
Человек и общество едины.
Индивид, с рождения оторванный от общества, остается животным. Т.к. человеческая деятельность может существовать только, как общественная, поскольку человек становится человеком лишь вступая в общественные отношения, складывается в процессе общественного материального производства.
Сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений. Человеческое и общественное предстают синонимами. Вне воплощения своих сил в общественных отношениях человек не проявляется, не развивается, не существует как человек. Процесс жизни не сводится ни к природным, ни к духовным процессам. Он предстает специфическим, общественным бытием. Имеет экономическую и классовую природу.
Недостаток Марксистского понимания жизни: объективные законы экономического развития, общественная среда определяет человеческую личность. Прижимается роль личности. Маркс отрицает роль субъекта, личности в формировании общественной среды, культуры.
З) Синтетический подход
А) ЭРИХ ФРОМ (США) – (1900-1980)
Ученик З. Фрейда и К. Маркса, он подверг критике своих учителей и построил свое учение, в котором человек понимается как совокупность функциональных потребностей человека. Он выявил основные противоречия, характерные человеку:
А) Патриархат – Матриархат;
Б) Стремление к власти – подчинение;
В) Любовь (к девушке, человеку, природе) – Садомазохитская природа человека.
1. Человек впервые является жизнью, которая осознает сама себя.
2. Человек – пленник природы, поэтому он ни здесь, ни там.
3. Человек – это животное, которое по сравнению с другими животными не достаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в том случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности.
Сущность человека – в противоречии между двумя конфликтующими в нем сомом мирами: животным и духовным; телом и душой; ангелом и зверем.
Две формы разрешения этого конфликта:
1) Возвращаясь в своем поведении к животной жизни.
2) Развивая в себе человеческие силы, свой разум.
Цель философии:
Помочь человеку решить внутренний конфликт, а главный способ решения пропаганда любви.
Смысл жизни:
Активное проявление личности во всех сферах жизни.
Основной мотив:
Чувства (главное – любовь)
Рассмотрим специфику материнской и отцовской любви.
Любовь матери – безусловная, отца – условная
Смысл жизни:
Самореализация человека (личности), главным образом в сфере межличностных отношений, чувств, любви.
Б) Игроролевой подход Э. Бери, Э.Шостром
Деятельность ® порождает устойчивое отношение ® формирует структуру группы, общества ® человек занимает статус индивида в группе ® играет конкретную социальную роль.
Несмотря на то, что в культуре давно было замечено, что жизнь напоминает игру. Игра – это не только что-то спортивное и театральное, но и серьезное, т.к. объективное содержание жизни. Игра – суть и источник всего человеческого в человеке. История общества – история игры человека с природой.
Труд – это успешная попытка переиграть силы природы. Жизнь общества – правила общежития людей.
Культура – развивается, расширяется система игр; культура - это результат играющего социума.
Жизнь человека обусловливается социальной возрастной последовательностью социальных ролей и игр. Они определяются набором экзистенциальных ситуаций.
Экзистенциональные ситуации – переходные, критические моменты жизни. На своем пути человек встречается не только со стандартными ситуациями, но и с принятыми социально – психологическими стереотипами, их решения в конкретной культуре.
Теория человеческой жизни в ролевом аспекте может быть развернута во времени и рассмотрена содержательно в контексте межличностных отношений.
Человеческая жизнь, судьба человека – есть некий структурный процесс, ее можно представить как определенный набор классических сюжетов, повторяющихся драм, стандартных конфликтов, т.е. как набор специфических, возрастных социокультурных игр человеческой жизни.
Экзистенциональные ситуации и роли в них имеют двойственную, диалектную природу.
Во-первых, они обуславливаются биоэнергетической природой существующего человека. Вера в себя, подъем, развитие энергетической основы, угасание (старость).
Во-вторых, внутреннее личностное наполнение жизни отражает социокультурное содержание игр.
Быть или не быть? – главная экзистенциональная проблема человека.
Смысл: самокритика и самореализация личности в потоке проблематичного существования.
Всегда, когда возникает проблема, она предстанет как проблема выбора и, в конечном счете, как возможность сохранения или не сохранения. Во множестве решений хорошее решение только одно – сохранения, выжить, выиграть ситуацию. В этом контексте, культура выступает как набор традиционных решений классических ситуаций. Она представляет индивиду определенные устойчивые стереотипы, а также соответствующие им стандартные ситуации и роли. Изначально эти сюжеты, эти игры связаны с ролями других людей, имеют коллективную природу и содержание. Таким образом, в своем жизненном пути человек как бы разыгрывает старые экзистенциальные ситуации, осознанно или неосознанно руководствуясь при этом сложившимися стереотипами их решениями. Его игра является творческой, естественной, вполне серьезной, но, в сущности, он повторяет то, что уже было в жизни многих до него, т.е. он по-новому, иначе, но играет свою жизнь.
Человеческие игры носят воображаемый, т.е. ментально - виртуальный характер. Сами по себе события не имеют смысла. Смысл придает внутреннее «Я», его отношение, его оценка этих событий.
За фактами следует их драматизация, страстное отношение, субъективная интерпретация.
Культура включает в себя множество игр, но все они основываются на некоторых определенных принципах человеческой жизни. Они обусловлены как социально историческим развитием общества, так и генетическими особенностями людей
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
1) Амбивалентности
2) Доминантности