ВОПРОС №3
Сознание выступает как процесс познания.
1 Блок – Мышление (ум): понятие, суждение, умозаключение.
· Рассудок – повседневное мышление;
· Разум – (мудрость) – целостное, системное, непротиворечивое понимание мышления и памяти.
2 Блок – Память
Сам процесс мышления предполагает наличие памяти. На базе формируется:
· воображение – как способность комбинации понятий и образов;
· самосознание («Я»).
Это базисная структура человеческой личности.
3 Блок - Самосознание = «Я»=личность
Предполагает развернутый образ самого человека или «Я» концепцию. Состоит из двух вещей:
· Объективный «Я» - образ
· Самооценка – определяет важнейшие способности и характеристики личности.
Вырастает из оценок родителей и других важных окружающих личностей. Сфера формирования самооценки – это сфера конструирования социальных ролей или социальных ролей «Я» (вера и страх).
1. Первоначально человек должен стремиться казаться положительным…
2. Он должен быть, а не казаться.
3. Быть, а не казаться для самого себя.
«Если вы хотите произвести своим имиджем впечатление, позаботьтесь, чтобы он производил впечатление на ВАС».
4 Блок Эмоционально волевая сфера.
а) Эмоции
· Низшие (витальные) – телесные, биологические;
· Высшие – вне биологические, социальные.
Проблемы, связанные с инстинктами, желаниями человека:
1. Развиты высшие, не развиты низшие;
2. Развиты низшие, не развиты высшие.
Эмоции имеют сложную природу, биосоциальную, бессознательную.
б) Темперамент – характер, воля.
Темперамент сам по себе нейтрален
в) Характер – это устойчивое сочетание основных черт и свойств личности.
Является наполовину врожденным, наполовину обуславливается воздействием определенной социальной среды, образом жизни, воспитанием.
Человек и его судьба определяются характером человека. С характером тесно связана воля. Фактором формирования воли человека является условия жизни, воспитания. Источник воли – преодоление трудностей, воспитание трудолюбия. Мало комфортные условия жизни и деятельности воспитывают в человеке волю и наоборот.
Сознательная деятельность человека носит функциональный, ситуативный характер. Сознание стремиться распланировать, контролировать деятельность человека, но, в тоже время, сознание – это неуправляемый поток.
Сознание имеет тесную связь с бессознательной психической деятельностью человека.