Философия Просвещения в России.

Идеология и философия европейского Просвещения проникают в Россию и становятся популярными после петровских преобразований начала 18 века.

 

М. В. Ломоносов (1711-1765) – ученый, который в философии придерживался эмпирического (опытного) метода. Считал, что философия, в зависимости от предмета, делится на две части: духовную (религиозную) и опытную (научную). «Нельзя по Псалтыри изучать природу, как нельзя циркулем измерить божественную волю».

Вершиной философии российского Просвещения является творчество А.Н.Радищева. А.Н. Радищев «О человеке, его смерти и бессмертии» - философская антропология. Философская антропология занимает центральное место в русской философии, тогда как теория познания (гносеология) — центральная в западной философии — занимает в русской философии скромное место.

 

Русская философия 19 века

 

Чаадаев Пётр Яковлевич (1793-1856)

Автор 8 «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего». Самое известное его произведение - «Первое философическое письмо». В данном письме обозначил важнейшую тему русской философии – «русскую идею» - предназначение России в мировой истории, её отношение к Западу, направление и методы развития России. В «Первом письме» Чаадаев дает неутешительный анализ прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое России темно, лишено героизма и рыцарских доблестей. Настоящее: опасная пропасть между дворянством и крестьянством, отсталость. Будущее: непредсказуемо. . «Первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева вызвало в обществе споры и тем самым сыграло важную роль в формировании двух главных направлений русской общественной мысли: славянофильства и западничества.

 

Славянофильство.

Лидер – А.С.Хомяков. В своей статье «О старом и новом» выступил в защиту идеалов допетровской Руси и с критикой подражания Западу. За исконно-русские начала (самодержавие, православие, народ). Считал, что дворянство должно обратиться к национальной культуре и традициям, а народ должен быть освобожден и получить доступ к образованию.

Соборность – ведущий славянофильский социально-религиозный идеал — свободное единство людей во Христе. Прообразом соборности у славянофилов является русская крестьянская община.

Апокатастазис – идея всеобщего воскресения и спасения людей, независимо от национальности и веры. Идея апокатастазиса проходит красной нитью через всю русскую философию.

Представители славянофильства: И.В.Киреевский, П.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и др.

 

Западничество.

Лидер — А.И.Герцен, самый известный оппонент А.С.Хомякова.

Западники считали, что европейский, западный путь развития является универсальным и единственно прогрессивным как для России, так и для всего остального мира. России необходимо преодолеть свою исторически традиционную отсталость путем революционных (революционные демократы, социалисты и коммунисты) либо эволюционных (либералы) преобразований. В целом западники весьма противоречиво относились к Западу, зачастую подвергая критике буржуазный характер западного общества.

 

Направления:

1) Русский либерализм

Выступали за постепенные буржуазно-демократические реформы (конституционная монархия, избирательные права, парламент, независимый суд и др.). Либерализм в России не пользовался массовой поддержкой.

Представители: профессора Московского университета Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв и др.

 

2) Революционные демократы.

Выступали за революцию в России – переход к социализму и коммунизму, бесклассовому обществу. Народники, марксисты, анархисты.

В конечном итоге победили марксисты. С 1917 по 1991 направление развития России определялось марксистско-ленинской теорией. С 1991 по настоящее время – буржуазно-либеральная идеология.

Представители: В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Д.С.Писарев и др.

Русский марксизм: Плеханов Г.В — популяризатор марксистской идей в России. Лидер русских марксистов–большевиков — В.И.Ленин. Автор «Философских тетрадей» Внес существенный вклад в развитие марксистской теории — марксизм—ленинизм.

 

Философия всеединства

Во второй половине 19 века в России появляется национальная философия – философия всеединства (основное направление русской религиозной философии).

Основатель: В.С.Соловьёв (1853-1900). Автор работ: «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание Добра» и др.

Всеединство применяется В.С.Соловьёвым по отношению к Богу и Вселенной. Вселенная, Земля представляет собой всеединство. Всё, что делается на Земле имеет вселенский характер. Всеединство живой природы, всеединство человечества, всеединство культуры, всеединство самого человека (разума и чувств, слова и дела – цельность личности).

Представители школы всеединства: Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.

Философия всеединства дала начало философии русского космизма. Основатель — Н.Ф.Федоров, автор книги «Общее дело». Предлагал воскресить с помощью науки всех людей и освоить космическое пространство.

Представители:Циолковский К.Э. – ученый и мыслитель, основатель космонавтики и ракетостроения.

Вернадский В.И.: ввел понятия «биосфера», «ноосфера».

Чижевский: «Теория зависимости социальной активности от солнечной активности». Спад солнечной активности – спад социальной активности.

Бердяев Н.А. (1874 — 1948) — крупнейший русский философ 20 века.

Основатель русского религиозного экзистенциализма и персонализма, автор работ «Самопознание», «Русская идея», «Философия свободного духа», «Смысл истории» и др. В творчестве Бердяева Н.А. получили развитие философская антропология, философия культуры, философия истории; тема России, русской интеллигенциии и исторической судьбы России.

Марксистско-ленинская философия.

 

После победы Октябрьской революции 1917 года, марксистско-ленинская философия становится основой коммунистической идеологии СССР и советского мировоззрения, основой советского государства - ведущая и единственная в СССР философия.

Религиозная и западная философия в СССР подвергались критике систематической критике.

С 1991 г. в России стал возможен философский плюрализм. Возрождается религиозная философия и другие направления немарксистской философии.

 

Тема 7. Онтология. Учение о бытие

 

1. Понятие «бытие». Структура и формы бытия

 

Бытие – это наиболее обобщенная, предельная категория, обозначающая все существующее.

 

Бытие (структура)

1. материальное;

2. идеальное.

 

Материальное бытие – объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.

 

Идеальное бытие (духовное) – субъективное отражение объективной реальности.

 

Формы бытия:

1. Бытие природы (вселенной, космоса)

2. Бытие Земли

3. Бытие живой природы

4. Социальное бытие

5. Бытие памятников культуры

6. Индивидуальное бытие

 

Концепции бытия:

1. Монистические

Рассматривается единая субстанция бытия. Примеры: объективный идеализм (Бог, высший разум), материализм (материя - субстанция).

Большинство философских учений предлагают монистические концепции бытия.

 

2. Дуалистические

В качестве начала бытия рассматривается две субстанции. Р. Декарт – материя и сознание.

 

3. Плюралистические

В основе бытия – множество субстанций (учение о монадах Лейбница).

 

 

2. Атрибуты бытия: Движение. Пространство. Время.

 

Атрибут – неотъемлемое, существенное и необходимое качество предмета.

Движение – любое изменение

Развитие – целенаправленное качественное движение. Развитие может иметь два направления: прогресс и регресс.

Прогресс – поступательное развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс – развитие от сложного к простому, от более совершенного к менее совершенному.

 

 

Законы развития:

Это законы диалектики.

Движение имеет формы:

-механическое движение;

-физическое движение;

-химическое движение;

-биологическое движение;

-социальное движение.

Высшая форма движения может определять собой низшие формы движения.

 

Пространство характеризует внутреннюю структуру предмета, а так же рядоположенность предметов.

Свойства пространства:

1. трехмерность

2. симметрия

3. единство непрерывности и прерывности пространства

 

 

Время характеризует протяженность изменений, происходящих с предметом.

Свойства:

1. одномерность

2. ассиметрия

3. единство непрерывности и прерывности

 

Время характеризует протяженность изменений, происходящих с предметом.

 

Свойства:

1) одномерность

2) асимметрия

3) единство непрерывности и прерывности

 

Свойства пространства и времени бесконечны.