Средневековый период в отечественной философии.

Немецкая классическая философия.

Вершина объективного идеализма Нового времени (классическая). Представители родом из Германии. Вторая половина 18 – первая половина 19 вв. Представители: основатель – И.Кант, Ф.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель. В немецкой классической философии утверждается логико-гносеологическая модель диалектики, идея развития.

 

И. Кант (1724-1804 гг.) - «европейский Сократ».

Совершил философский переворот – повернул теорию познания от объекта к субъекту, к человеку. Жил в Кенигсберге.

Автор:

1. «Критика чистого разума» - теория познания Канта.

2. «Критика практического разума» - этика Канта.

3. «Критика способности суждения» - эстетика Канта.

 

«Критика чистого разума». Новизна теории Канта заключается в том, что познающий субъект – человек обладает субъективными формами познания – категориями «пространство» и «время». Как считал Кант, данные категории - пространство и время не имеют абсолютного и объективного характера. Все знания имеют субъективный и условный характер.

Кант в каждом предмете видит две стороны: «вещь для других» - внешняя сторона предмета - доступна для субъективного человеческого познания; «вещь в себе» - внутренняя сторона предмета, непознаваемая средствами разума.

«Вещь для других» имеет логический характер. «Вещь в себе» - алогична, противоречива, средствам логики не поддается. Существуют иррациональные способы познания «вещи в себе»: миф, религия, искусство. «Вещь в себе» не познается до конца, а лишь приоткрывается с помощью иррациональных средств.

«Критика практического разума» - этика Канта. Этика Канта – этика нравственного долга. Человек – эгоист (злой). Только этика, мораль, чувство долга делают человека человеком, отделяя от животных. Благодаря этике человек становится свободным. В морали заключается сущность человека, сущность свободы. Из морали И.Кант выводит существование Бога и бессмертие человека. Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон): «Поступай всегда так, чтобы максима(принцип) твоей воли стала законом для других» (золотое право морали). «Человек всегда цель, а не средство для достижения цели». В основе современного гуманизма – данный принцип Канта.

 

«Критика способности суждения» - эстетика Канта. В эстетике Кант определяет прекрасное как гармоничное единство частей в целом. Каждая часть существует для целого, как целое существует для части. Прекрасное само по себе не может быть полезным или добротным. Оно с практической точки зрения должно быть бесполезным.

 

Ф.Фихте. Философия деятельности

Познание, труд, творчество – деятельность. Познающий и активный субъект деятельности - «я». С помощью познания преобразуется мир. Деятельностный принцип (деятельностный подход) лег в основу немецкой классической философии, марксисткой философии и др.

 

Ф. Шеллинг. Философия романтизма

Автор работ: «Философия мифа», «Философия природы», «Философия искусства». Шеллинг идеализирует мифологию, которая выражает глубокий смысл многих явлений окружающей действительности, в том числе самой природы. Шеллинг вернул природе звание храма, а не мастерской. «Природа – спящий дух». Идеализация искусства. Искусство – высшая форма деятельности. Культ искусства, художника, гения.

 

 

Г.-В.-Ф. Гегель. Диалектика

Диалектика- учение всеобщем развитии и всеобщих взаимосвязях.

Развитие

Прогресс Регресс

 

Гегель сформулировал законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник всякого развития);

2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Понятие «мера» характеризует единство количественных и качественных изменений. При достижении предметом определенной меры происходит его переход в другое качество. Отвечает за механизм развития. Развитие происходит нелинейно (прерывисто, скачкообразно, лавинообразно).

3. Закон отрицание отрицания (закон двойного отрицания). Отвечает за направленность и результат развития. Этот закон предусматривает, что предмет проходит три стадии развития: тезис, антитезис, синтез. Пример: гипотеза Большого взрыва.

Гегель: «Феноменология Духа».

Абсолютный (Мировой дух) – сущее.

Абсолютный дух не существует без своей противоположности, т.к. он сам не может выступать как граница самого себя, что невозможно (трансцендентальный принцип философии, ввел Шеллинг). Эта противоположность – природа. Дух – абсолютное сознание, вечность; природа — отсутствие сознания, временность. Появление разумного существа – человека, отделившегося от природы. Через человека и его культуру происходит самопознание Абсолютного духа и возврат к себе.

Культура имеет две стороны: субъективный дух (искусство, религия, философия) и объективный дух (мораль, право, государство).

«Все что разумно - действительно». «Все что действительно - разумно».

Философская система Гегеля – вершина объективного идеализма в Новое время.

 

Тема 5. Современная западная философия.

 

1. Антропологический метод Л. Фейербаха. Марксистская философия.

2. Неклассическая иррациональная философия второй половины 19 – первой половины 20 вв. (философия воли, философия жизни, психоаналитическая философия, экзистенциализм и др.).

3. Философия науки 19-20 вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, герменевтика и др.).

 

Людвиг Фейербах – современник Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра и других немецких философов. Фейербах – материалист, атеист.

 

1. Антропологический метод Фейербаха:

Рассматривать все вопросы философии через человека.

 

Философия религии Фейербаха

Религия – вера в Бога, идея Бога – человеческая идея. Бог наделен совершенными качествами, которые являются идеальными для человека. В религии происходит отчуждение идеальных качеств человека в пользу Бога. Атеизм – прогресс человечества.

 

 

Марксистская философия

Диалектический и исторический материализм (экономический материализм). В основе прогресса общества – развитие экономики, т.е. производительных сил общества.

 

Теория познания (гносеология) в марксистской философии

Теория познания – теория отражения в марксистской философии. Единая первооснова или субстанция для марксистской философии – материя.

Сознание есть продукт высокоорганизованной материи – мозга. Сознание отражает материальный мир, объективную реальность в субъективной (человеческой) форме (религия, наука, философия и др.).

Общественное сознание – отражение общественного бытия.

 

Социальная философия марксизма – исторический материализм.

В марксистской философии основой существующего общества и его развития является материальное производство.

Смена способов производства и есть прогресс общества.

 

Учение Маркса об общественно – экономических формациях.

Общественно-экономическая формация – общество с присущим ему экономическим базисом м государственно-правовой надстройкой. Всего пять формаций (от первобытнообщинной до коммунистической). Коммунистическая формация - возвращение к бесклассовому обществу на новом уровне развития производительных сил общества.

Критерий истинности в марксизме – практика (как и в американском прагматизме).

Практика – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных благ (труд) и преобразование социальной действительности.

Материальное производство имеет две стороны:

1. производительные силы (рабочая сила, машины, оборудование, технологии, инфраструктура, наука);

2. производственные отношения. Отношения между работниками и работодателями, отношения распределения. В основе революции – противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. После революции общество переходит к другой формации.

Учение о классовой борьбе – основа социальной философии марксизма

Класс – большая социальная группа людей, характеризующаяся отношением к собственности и средствам производства. Классы собственников и неимущих (эксплуататоров и эксплуатируемых).

 

Концепция отчуждения человека в социальной философии марксизма.

Частная собственность – первооснова отчуждения.

1. экономическое отчуждение (то, что создал человек, ему не принадлежит);

2. социальное отчуждение людей — проявляется в индивидуализме, классовой борьбе, войнах;

3. самоотчуждение - люди утрачивают свои человеческие качества - социальные пороки общества. Согласно марксистской философии, для устранения причин отчуждения необходимо упразднить частную собственность.

 

2. Неклассическая иррациональная философия.

Представлена учениями субъективного идеализма (отсюда неклассическая философия).

Важнейшее качество человека не разум, а другие способности (отсюда иррациональная философия):

1. воля;

2. жизнь;

3. вера;

4. интуиция;

5. бессознательное;

6. существование.

Философия воли. А. Шопенгауэр – немецкий философ, автор книги «Мир как воля и представление». Оппонент Гегеля.

В основе мира лежит Мировая воля, которая в человеке проявляется в форме индивидуальной воли. Воля отличается иррациональным, стихийным характером. Эти качества характеризуют и человека.

Философия жизни. Ф. Ницше (1844-1900). Ницше — автор книг «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и др. Много взял из Шопенгауэра. Связал понятия «жизни» и «воли». Жизнь – воля к власти. Воля к власти – критерий добра и зла. «Переоценка ценностей» Ницше — критика европейского гуманизма. Антигуманизм. Воля к власти противоположна жалости, состраданию. Ницше выступил против христианства и христианской морали как морали рабов. В его творчестве появляются антисемитские и антиславянские мотивы. Считал, что в Европе необходимо возрождение рабовладения, которое по его мнению было основой процветания античного общества. Социальный идеал Ницше — государство Спарта в Древней Греции.

Воля к власти основана на индивидуализме, антидемократизме. Ницше - учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек» - воплощение воли к власти. В дальнейшем положения Ницше были использованы нацизмом.

 

Вера. С. Кьеркегор. Философия веры С. Кьеркегора, отличаясь глубоко иррациональным характером, оказала влияние на формирование экзистенциальной философии.

 

Интуитивизм. А. Бергсон. Философ — интуитивист считал, что иррациональная интуиция ближе к познанию сущностей вещей, нежели разум.

 

Философия бессознательного — психоаналитическая философия. З. Фрейд. Фрейдизм. Фрейд считал, что структура психики человека состоит из трех компонентов: 1. сверхсознание – социально-моральный компонент, суперэго; 2. сознание – рассудок, интеллект, эго; 3. бессознательное, оно. Основа психики человека и его деятельности – бессознательное.

Теория Фрейда – пансексуализм. В основе бессознательного лежит половой инстинкт (инстинкт продолжения рода). Этот инстинкт – скрытая пружина мотивации поведения человека. Либидо – половой инстинкт. Сублимация – преобразование энергии либидо в деятельности человека, например, в творчестве.

У позднего Фрейда появляется учение о двух инстинктах, как основе человека. Эрос – половой инстинкт, продолжение рода (любовь, соединение). Танатос – инстинкт разрушения (смерти). Фрейдизм – философская основа массовой культуры.

Ученики Фрейда:

К.-Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Содержание коллективного бессознательного — архетипы (образы, образцы, имеющие в основном древнее происхождение) – основа творчества, искусства, деятельности.

Э. Фромм. Неофрейдизм. Книга «Иметь или быть». Противопоставлены два смысла жизни. Быть – самореализация. Иметь – обладать. Фромм — автор книги «Бегство от свободы».

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм – гуманистическая философия, носящая ярко выраженный антитоталитарный характер.

В центре – индивидуальное бытие человека. Направление развития экзистенциализма – персонализм (философия личности). Личность – высшая ценность в персонализме.

Экзистенциализм (фр. существование) – философия существования. Переживание человеком своего бытия в мире. Переживание охватывает все сферы – эмоции, чувства, разум. Экзистенциализм изучает человека в экстремальных, «пограничных» ситуациях.

«Свобода», «ответственность», «одиночество», «любовь», «смерть» - важные понятия (экзистенциалы). Человек — абсолютно свободное, самоопределяющееся (самодетерминирующееся) существо, несущее полную ответственность за свою свободу и свой выбор.

Именно в экстремальных ситуациях раскрывается сущность (глубина) человека. Пример: творчество Ф.М. Достоевского. Все его герои находятся в пограничных ситуациях – ситуациях морального выбора, аффектов, сильной страсти, ситуации между жизнью и смертью. Экзистенциализм оказал существенное влияние на современное искусство.

Представители: Н.А. Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр.

А. Камю: «Бунтующий человек». Бунт против смерти, несвободы. Оказал влияние на формирование молодежной субкультуры.

 

 

3. Философия науки 19 – 20 вв.

Позитивизм (вторая половина 19 в). Основатель: О. Конт. Отрицает традиционный предмет философии, её познавательную ценность. Позитивизм: философия – служанка позитивных наук (естественные науки и математика). Позитивное знание — опытное, проверяемое, естественнонаучное знание. Философия должна быть методологической основой естествознания.

 

Неопозитивизм (первая половина 20 в). Представитель: Б. Рассел.

Анализ языка науки. Научные работы – статьи, диссертации, монографии. Все предложения в научных работах делятся на: утвердительные, отрицательные, нейтральные. Утвердительные и отрицательные предложения должны быть доказуемы (опытным или математическим способом). Неопозитивизм выдвинул первый критерий научности знаний — критерий верификации — критерий проверяемости знаний. Научное знание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание.

 

Постпозитивизм (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвинул второй критерий научности знаний - критерий фальсификации — критерий опровержения. Научное знание – это неопровергнутое, нефальсифицируемое знание. Такое знание может быть в форме научного предположения — гипотезы. Критерий фальсификации в постпозитивизме, допустив в науку гипотезы, смелую научную мысль, тем самым дал огромный толчок развитию науки во второй половине 20 века, современным научным революциям.

Научная революция — смена парадигм. Парадигма – способ постановки и решения научной проблемы. Теоретик научной революции — американский философ Т. Кун.

 

 

Тема 6. Отечественная философия

Философия в Древней Руси появилась после принятия христианства в 988 г. Первый древнерусский философ – митрополит Иларион. «Слово о Законе и Благодати» (11 в.). Рассуждение о двух периодах: Закон - Ветхий Завет(до Р.Х.) и Благодать - Новый Завет(от Р.Х.).

Средневековый период – религиозная философия.

Возникает идеологема – «Москва – третий Рим». Москва – центр истинно–христианского царства. Идея богоизбраности Руси, ее исключительности среди других стран и народов. Мессианизм. Автор идеологемы «Москва – третий Рим» - монах Псково-Елеазаровского монастыря Филофей. Свою идею он изложил в письме к великому князю Василию III.

В целом, в сравнении с средневековой Европой, в которой развивалась схоластика, средневековая Русь была «немногословна». По словам русского философа Е.Н.Трубецкого древнерусской философией, «умозрением в красках» служили древнерусская религиозная живопись и зодчество, которые выражали идею всеединства.