Древнеримская философия.

(1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)

 

Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры.

Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян.

Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность.

Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души - есть философия.

Философские взгляды Цицерона – эклектизм ( смешение разных философских направлений).

В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников в Риме не было.

 

 

Римские стоики: Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма.

Император Марк Аврелий Антонин ( 161-180 гг. н.э. –годы правления). Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.

 

Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.

 

Римский скептицизм: Секст Эмпирик.

 

Тема 3. Философия Средних веков.

 

1. Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.

2. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

3. Философская мысль классического арабского востока.

 

1. Философия Средних веков – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение.

Монотеизм – религия единобожия.

 

христианство ислам

 

Важнейшая черта средневековой философии –

Теоцентризм (богоцентризм).

Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).

 

Креационизм (творчество, творец).

Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.

 

Религиозный антропоцентризм.

Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума).

Так высоко прежде человек не поднимался.

В отношении к человеку средневековая философия занимала двойственное положение:

1. Человек — образ и подобие Бога;

2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.

 

Этикоцентризм - духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии ( проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.

 

Эсхатологизм - учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом.

Провиденциализм. Вся история – провидение и замысел Бога.

 

Эти характеристики образуют религиозную картину мира.

 

 

2. Апологетика – раннехристианское учение (I – III в.в. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.

Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.

 

Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв н.э. - учения, труды отцов христианской церкви.

Время формирования христианской догматики.

Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.

Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.

Восточные отцы церкви:

Иоанн Златоуст

Григорий Богослов

Василий Великий

Иоанн Дамаскин

Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.

 

Схоластика( 9 – 14 вв., аристотелизм)

Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии».

Схоластика – рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).

Проблема универсалий ( наиболее общие категории):

1. реализм – объективный идеализм. Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.

2. номинализм – субъективный идеализм. Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.

Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».

 

3. Основные черты философии арабского востока.

Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:

1. рационализм;

2. проблемы логики и познания;

3. в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.

 

Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.

 

Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).

 

 

Тема 4. Философия Нового времени.

 

1. Философия итальянского Возрождения.

2. Философия 17 века. Научная революция.

3. Философия европейского Просвещения.

4. Немецкая классическая философия.