Древнеримская философия.
(1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)
Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры.
Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян.
Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность.
Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души - есть философия.
Философские взгляды Цицерона – эклектизм ( смешение разных философских направлений).
В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников в Риме не было.
Римские стоики: Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма.
Император Марк Аврелий Антонин ( 161-180 гг. н.э. –годы правления). Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.
Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.
Римский скептицизм: Секст Эмпирик.
Тема 3. Философия Средних веков.
1. Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.
2. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.
3. Философская мысль классического арабского востока.
1. Философия Средних веков – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение.
Монотеизм – религия единобожия.
христианство ислам
Важнейшая черта средневековой философии –
Теоцентризм (богоцентризм).
Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).
Креационизм (творчество, творец).
Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.
Религиозный антропоцентризм.
Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума).
Так высоко прежде человек не поднимался.
В отношении к человеку средневековая философия занимала двойственное положение:
1. Человек — образ и подобие Бога;
2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.
Этикоцентризм - духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии ( проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.
Эсхатологизм - учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом.
Провиденциализм. Вся история – провидение и замысел Бога.
Эти характеристики образуют религиозную картину мира.
2. Апологетика – раннехристианское учение (I – III в.в. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.
Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.
Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв н.э. - учения, труды отцов христианской церкви.
Время формирования христианской догматики.
Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.
Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.
Восточные отцы церкви:
Иоанн Златоуст
Григорий Богослов
Василий Великий
Иоанн Дамаскин
Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.
Схоластика( 9 – 14 вв., аристотелизм)
Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии».
Схоластика – рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).
Проблема универсалий ( наиболее общие категории):
1. реализм – объективный идеализм. Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.
2. номинализм – субъективный идеализм. Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.
Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».
3. Основные черты философии арабского востока.
Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:
1. рационализм;
2. проблемы логики и познания;
3. в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.
Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.
Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).
Тема 4. Философия Нового времени.
1. Философия итальянского Возрождения.
2. Философия 17 века. Научная революция.
3. Философия европейского Просвещения.
4. Немецкая классическая философия.