Операция new
Операции инкремента и декремента
Операция вычитания
Операция сложения
Операция получения адреса
Операции отношения
Присваивание
p1=p2
где р1 и p2 указатели одного типа.
Пример:
int x=2;
int y=1;
int *p1, *p2;
p1=&x; //p1 указывает на х
p2=p1; //р2 теперь также указывает на х
Операция косвенной адресации (разыменование)
*р
где р указатель.
Эта унарная операция (обозначаемая *) позволяет сослаться на переменную, адрес которой хранится в указателе р, и изменить или использовать значение переменной.
Пример:
int x=5;
int *p1; //объявление указателя
p1=&x; //р1 присваивается адрес х
cout<< *p1<<endl; //5 (обращение к х по адресу)
*p1=10; //изменение переменной х (обращение к х по адресу)
cout<<x; //10
Таким образом, к переменной можно обращаться по ее имени (прямо) и по ее адресу (косвенно).
p1 q p2
где p1 и p2 указатели одного типа, а q знак операции: ==, !=, <, >, <=, >=
Пример:
float x=0.4;
float *p1=&x;
float *p2;
p2=p1;
if (p1==p2) cout<< “equal”
else cout<<“no equal”;
&p
где р указатель.
Пример:
int x=5;
int *p1=&x;
int **p2;
p2=&p1;
cout<<*p1<<’ ‘<<p1<<’ ‘<<*р2<<’ ‘<<**p2<<’ ‘<<p2<<endl;
//5 0063FE00 0063FE00 5 0063FDC
p+k
где p – указатель, k – целое число.
Результатом операции р+k является адрес памяти, расположенной на k единиц дальше от начальных адресов памяти, чем память, адресуемая левым операндом. Длина единицы памяти в операции измеряется длиной базового типа указателя.
Пример:
int a[5]={10,20,30,40,50};
int *p1=&a[1];
p1=р1+3; //р1 увеличивается на 12 байтов
cout<<*p1; //50
char c[6]=”abcdef”;
char *p2=&c[1];
p2=р2+3; //р2 увеличивается на 3 байтa
cout<<*p2; //e
p-k
р1-р2
где p, p1 и p2 – указатели, p1 и p2 одного типа, k – целое число.
Результатом операции р-k является адрес памяти, расположенной на k единиц ближе к начальным адресам памяти, чем память, адресуемая левым операндом.
Пример:
int a[5]={10,20,30,40,50};
int *p1=&a[1];
p1=р1-1;
cout<<*p1; //10
Результатом операции р1-р2 является количество единиц памяти, между двумя адресами. Длина единицы памяти измеряется в операции длиной базового типа указателей.
Пример:
int a[5]={10,20,30,40,50};
int *p1=&a[1];
int *p2=&a[3];
cout<<p2-p1; //2
p++ и p- -
где p указатель.
Операции изменяют значение указателя на единицу памяти (равную емкости базового типа).
Пример:
int a[5]={10,20,30,40,50};
int *p1=&a[1];
int *p2=&a[3];
p1++;
p2--;
cout<<*p1<<’ ‘<<*p2; //30 30
В рассмотренных примерах указатели указывали на обычные переменные. Указатели в программах чаще используют для хранения адресов динамических переменных. Динамические переменные, в отличие от обычных переменных, не объявляются, а память под них выделяется во время работы программы. Для создания динамической переменной используется операция new.
Операция new может использоваться следующими способами:
new тип
new тип (начальное значение)
new тип [количество элементов]
В первом способе операция выделяет участок динамической памяти, размер которого определяется емкостью указанного для операции типа. Во втором способе выделенная память инициализируется начальным значением. В третьем способе операция выделяет память под указанное количество элементов. Результатом операции является адрес выделенной памяти.
Примеры:
int *p;
p=new int; //выделение памяти под данное целого типа
*p=5;
int *p1;
p1=new int [10]; //выделение памяти под массив из 10 чисел
//Заполнение выделенной памяти
*p1=10;
*(p1+1)=20;
for (int i=2;i<10; i++)
*(p1+i)=(i-1)*10;
float p2;
p2=new float(0.5); //инициализация выделенной памяти
Память для динамических переменных выделяется из области памяти, которая называется динамической памятью или кучей (heap). Хотя эта область большая, но и она может исчерпаться. Поэтому программист должен заботиться о своевременном освобождении памяти, если необходимость в ней исчезает.
Если память выделить не удается, то создается исключительная ситуация bad_alloc, которая при отсутствии обработчика события завершает программу. Исключительная ситуация – это ошибка выполнения программы, которую можно перехватить, распознать и обработать.
Программист должен заботиться о своевременном освобождении динамической памяти, если необходимость в ней исчезает.