Вопросы для проверки знаний.

III. Тело алгоритма.

Шаг 1. S = (a+b+c)/3.

2. Блок-схема алгоритма, построенная по образцу типовой блок-схемы на рис.4.1, дана на рис.4.2.

3. Текст программы получаем, вставляя в общую структуру программы на языке Паскаль (п.4.2):

а) описания аргументов и результата задачи,

б) ввод аргументов и результата задачи,

в) необходимые действия с аргументами,

г) вывод результата задачи.

Для получения требуемого интерфейса программы в ее текст дополнительно вставлено описание библиотеки CRT и необходимые обращения к ее процедурам и функциям. Все действия пояснены при помощи комментариев.

program arithm_average {вычисление среднеарифметического значения трех вещественных чисел}

uses Crt; {подключение библиотеки CRT для работы с экраном}

var a,b,c,S: real; {описание входных и выходных величин программы}

begin{начало раздела операторов}

TextColor(Yellow); { Установка желтого цвета букв}

TextBackground(red); {Установка красного цвета фона}

ClrScr;{ очистка экрана и заполнение его красным цветом}

Write ("Vvedite chislo а=");{выдача на экран запроса на ввод числа а}

ReadLn (а); {ввод числа а с переходом на новую строку}

Write ("Vvedite chislo b=");{выдача на экран запроса на ввод числа b }

ReadLn (b); {ввод числа b с переходом на новую строку}

Write ("Vvedite chislo с=");{выдача на экран запроса на ввод числа с}

ReadLn (с); {ввод числа с с переходом на новую строку}

S:=(a+b+c)/3; { вычисление среднеарифметического значения S }

WriteLn("Znachenie S = ",S); {вывод на экран значения величины S }

ReadKey; {ожидание нажатия клавиши для перехода от пользовательского экрана в основной}

end. {конец раздела операторов и всей программы}

В рассмотренном примере использованы статические дополнительные функции интерфейса, постоянные по времени. Использование динамических функций, переменных по времени, будет рассмотрено в Главе 6, посвященной циклическим вычислениям.

1. Что задает основные требования, а какие условия являются дополнительными при разработке программы ?

2. Назовите три этапа выполнения основной расчетной задачи.

3. Какие типовые требования предъявляют к интерфейсу программ ?

4. Какие действия в программе из примера 1 выполняются при помощи процедур и функций библиотеки CRT?

5. Почему в программе из примера 1 для ввода величин используются операторы ReadLn,а неRead?

6. Какую роль в программе из примера 1 выполняет оператор ReadKey ?

Практические задания.

1. Построить блок-схему алгоритма и написать текст программы на языке Паскаль для задачи расчета площади трапеции по длинам ее оснований а,b и высоте h. Требования к интерфейсу программы: а) вначале работы программы должна выполняться очистка экрана с заданием темно-зеленого фона, б) ввод чисел a,b,h должен выполняться с клавиатуры с эхо-повтором на экране монитора в одной строке, цвет букв - черный, в) вывод результата производится на экран с новой строки, цвет букв - розовый мерцающий. Общая ширина поля вывода результата равна 8.

2. Построить блок-схему алгоритма и написать текст программы на языке Паскаль для задачи расчета объема параллелепипеда по длинам его сторон а,b,h. Требования к интерфейсу программы: а) вначале работы программы должна выполняться очистка экрана с заданием бирюзового фона, б) ввод чисел a,b,h должен выполняться с клавиатуры с эхо-повтором на экране монитора в одной строке, цвет букв - белый, в) вывод результата производится на экран с новой строки, цвет букв - фиолетовый. Результат – вещественная величина, для ее вывода предусмотреть общую ширину поля вывода 12 знаков, в дробной части – 8 знаков.