Тема: Психологические типы людей и их совместимость в коллективе

1. Психологические типы людей и их проявление в общении

2. Психологическая совместимость

Литература

Гришина Н.В. Психология конфликта, Санкт-Петербург, 1988.

Громова О.Н. Конфликтология, М., 1993.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, М. 1997.

Курбатов В.И. Стратегия делового успеха, Ростов/н/Дону, 1995

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления, Ростов-на-Дону, 1997.

Выделяют два основных психологических тина сотрудников:

1. Манипуляторы - (сокрытие своих истинных эмоций): ложь, мошенничество, неосознанность, апатия, скука, контроль, закрытость, цинизм, безве­рие.

2. Актуализаторы - (понимают ценность своей неповторимости и осуще­ствляют свой потенциал): честность, искренность, осознание, интерес, свобода, открытость, доверие, вера, убежденность.

Манипулятор — это личность, вставшая на путь самоуничтожения, кото­рая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Ма­нипулятор живет в каждом го нас, поэтому выделяют несколько типов:

1. Диктатор - преувеличивает свою силу, доминирует.

2. Тряпка (слабак) - жертва диктатора, пассивно молчит.

3. Вычислитель - всегда старается проверить других людей,

4. Прилипала - преувеличивает свою зависимость, жаждет быть ведомым.

5. Хулиган - преувеличивает свою агрессивность и жестокость.

6. Славный парень чрезмерно заботлив, убивает своей добротой.

7. Судья - никому не верит, критикует, с трудом прощает.

8. Защитник - сочувствие и альтруизм сверх меры.
Формы манипуляции:

1. Активная - роль «попирающего». Удовлетворение достигается при
приобретении контроля над другими людьми (пользуется законами, правами и обязанностями).

2. Пассивная - позволяет распоряжаться собой активному манипулятору.
3. Соревнующаяся - жизнь - это битва, где все соперники или враги, реальные или потенциальные.

4. Безразличная - главное устраниться от контакта с партнером. «Мне
наплевать» - ключевая фраза (например, игра в «угрозу развода»).

Актуализированная личность представлена как комбинация четырех взаи­модополняющих потенциалов.

В совместимости людей можно выделить несколько уровней:

1. Высший уровень - ценностно-ориентационное единство, совместимость жизненных ценностей, стремлений, идеалов, интересов, убеждений людей (чем ближе убеждения, тем выше совместимость);

2. Средний уровень - согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе (друже­ский, семейный, трудовой).

3. Низкий уровень - совместимость индивидуально-психологических ха­рактеристик людей: психофизическая совместимость темперамента; совместимость врожденных и приобретенных качеств характера.

Общая совместимость обеспечивается тремя основными качествами характера: способность критически относиться к себе; терпимость к дру­гим; доверие к другим.

Для совместимости в группе (организации) важны следующие качества: максимально возможная загруженность людей целенаправленной деятельно­стью; определенность стоящей задачи и срока совместного существования; воз­можность изменения каждого из участников.

 

Раздел: Управление коллективом