Ключевые индикаторы работы предприятия. Операционный анализ

 

 

Одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа с целью операционного и стратегического планирования является операционный анализ. Он показывает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объема производства. Ключевыми элементами операционного анализа служат финансовый и операционный рычаги.

Действие операционного анализа заключается в том, что любое изменение выручки всегда пораждает более сильное изменение прибыли. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного анализа. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки сила операционного анализа свидетельствует об уровне предприятия. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие используется заемные средства. Изменяя чистую рентабельность собственных средств и свои девидентные возможности. Т.к. операционный анализ требует разделение издержек на переменные и постоянные, при аналитических расчетах необходимо отделять одни издержки от других, с помощью промежуточного финансового результата, который называется величина покрытия (валовая маржа, маржинальная прибыль)

Величина покрытия - это результат от реализации после возмещения переменных затрат суммы покрытия.

Сила воздействия операционного рычага расчитывается отношением величины покрытия к прибыли и показывает сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Соотношение между величиной покрытия и переменными издержками отражающей выручку показывает коэффициент покрытия (коэффичиент валовой маржи).

Операционный анализ также называют анализом безубыточности. Поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при котором расход равен приходу. Это положение называется бесприбыльным оборотом (порогом рентабельности). На графиках отображается точка безубыточности. Как далеко планируемая выручка уходит от бесприбыльного оборота показывает запас надежности (запас финансовой прочности)

Рассмотрим формулы

Отношение доходов предприятия к его издержкам называется доходностью. Рассмотрим показатели, характеризующие доходность

-Величина покрытия -это разность между выручкой и переменными издержками.

Средняя величина покрытия это разница между ценой и .средними переменными издержками.

Коэффициент покрытия: (Кпокр") .зависит от цены реализация," величины" средних, переменных издержек, изменения структуры сбыта.'

Бесприбыльный оборот — это соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и. постоянными издержками. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации, при котором величина прибыли до начисления процентов равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам.

 
 


P

 

Выручка Общие издержки

Q

 

 

На рисунке т.А характеризует ситуацию бесприбыльного оборота, это точка безубыточности.

Запас надежности показывает уязвимость фирмы со стороны возможного уменьшения валовой выручки. Определяет, какой процент валовой выручки может потерять предприятие прежде, чем окажется в условиях бесприбыльного оборота.

 

Ликвидность и платежеспособность

Существуют показатели характеризующие финансовое состояние предприятия. Основные из них - показатели ликвидности .и платежеспособности.

Ликвидность фирмы - это способность фирмы отвечать по своим обязательствам по задолжности точно в момент наступления срока платежа. Вовсе не обязательно, чтобы доходность предприятия - корреспондировала с его ликвидностью. Фирма, обладающая неплохой доходностью вполне может испытывать определённые трудности в плане ликвидности и наоборот, существуют предприятия, которые, несмотря на низкую доходность, обладают большим потенциалом ликвидности. Однако, что касается долгосрочных перспектив, то высокая доходность фирмы является предпосылкой того, что она сможет достичь неплохого потенциала ликвидности.

Низкий потенциал ликвидности фирмы во многих ситуациях может явиться веской причиной для прекращения ею своих платежей. -

Для определения потенциала ликвидности предприятия обычно вычисляют ключевой индикатор, называемый коэффициентом ликвидности.

 

К высоко ликвидным относится те активы, которые или уже существуют в денежной форме, или перейдут в нее в самом недалеком будущем. Как правило, к ним причисляют весь оборотный капитал за исключением товарных запасов.

К краткосрочной задолженности относятся долговые обязательства фирмы, срок уплаты по которым истекает в течение года.

Обычно считается, что если коэффициент ликвидности превышает 100, то нет оснований для беспокойства по поводу ликвидности фирмы. Тем не менее, на основании одного лишь коэффициент ликвидности не стоит делать окончательных выводов. Так, например, цифры стоящие в числителе и знаменателе могут быть взяты в несовпадающие по времени моменты. Кроме того коэффициент ликвидности статичен, т.е. указывает соотношения показателей лишь в данный конкретный момент. Эти расчеты ничего не говорят о динамике поступлений и выплат за определенный период времени.

Под платежеспособностью предприятия понимают его способность выдерживать убытки. При оценки платежеспособности основное внимание уделяется собственному капиталу, именно за счет него, в пределах возможного, покрываются убытки, которые могут возникать в процессе экономической деятельности. Когда активы предприятия превышают его заемный капитал, т.е. собственный капитал имеет положительное значение, предприятия называют платежеспособным и наоборот. Предоставления о платежеспособности предприятия модно получить, вычислив коэффициент его платежеспособности.

Невозможно сказать, в общем, какая - величина коэффициента платежеспособности предприятия может считаться удовлетворительной. Как правило, если Кпл.> 50% (а по отдельным видам деятельности 70%), то считается, что нет причин тревожиться за ее платежеспособность. На деле же это, в большой мере зависит от того, на сколько реалистичны, оценены в балансе активы предприятия. Кроме того, следует заметить, что Кпл. не дает информации о таком важном аспекте, как способность фирмы в перспективе повысить свою платежеспособность за счет будущей прибыли.